1.4. Целеполагание как необходимый элемент психологической готовности к профессиональной деятельности
Исходя из определения «деятельности», как целенаправленной активности, важным элементом подготовки к профессиональной деятельности считается установка личности на овладение этой деятельностью, направленная на осуществление значимых целей. Таким образом, говоря о том, что любая деятельность, с одной стороны, начинается с готовности приступить к ней, а с другой - необходимым условием начала деятельности является наличие цели, можно предположить, что первый этап формирования готовности к деятельности - определение цели.
По мнению А.С. Огнева, «цель – феномен психологический. Это образ желаемого результата, который осознается и используется членами организации как основной ориентир для управления своим поведением» [Огнев А.С.]. Цель – это то, к чему мы стремимся, чего хотим, это образ прогнозируемого результата деятельности. Поэтому выработка цели – первый и важнейший этап, предвосхищающий любую разумную деятельность.
Имея ясные цели, подкрепленные детально разработанным планом действий, человек обеспечивает такую ситуацию, при которой все происходящие в жизни перемены совершаются к лучшему, а также устраняются главные причины, порождающие чувство страха и незащищенности.
Закон причины и следствия гласит, что на каждое следствие в нашей жизни есть причина. Цели – это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание – это следствия. Цели начинаются с мыслей и проявляют себя в виде условий или следствий. Главная причина жизненных успехов – способность намечать цели и добиваться их.
Максимальное сосредоточение на цели есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. С. Кови среди семи основных навыков эффективных людей выделяет навык представления конечной цели при начинании любого дела, что позволяет понимать то, к чему стремишься, понимать себя и каждый шаг делать в нужном направлении [Кови С.Р.].
Практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными средствами называют целеполаганием.
В чем сущность целеполагания? Целеполагание - один из важнейших компонентов управленческой деятельности. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Трактовка этой функции в теории управления неоднозначна.
С одной стороны, признается ее не просто «очень важная», а определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации – главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке – одно из важнейших управленческих качеств. С другой стороны, функция целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции – планирования.
Другая трактовка целеполагания состоит в том, что оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы «предшествует» ему; оно поэтому выносится за пределы системы управленческих функций. Это частично справедливо, но лишь в том смысле, что подчеркивает определяющую роль целеполагания в управлении и то, что целеполагание как бы стоит «вне и выше» всех иных функций. Отсюда, рассматривая целеполагание как важный системообразующий навык руководителя, целесообразно именно с этого навыка формировать его готовность к профессиональной деятельности.
Вместе с тем и по своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя. Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам. Во-первых, определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новых целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей. При этом целеполагание выступает не первым этапом управления, а в известном смысле следствием иных управленческих функций. Во-вторых, специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено во весь процесс организационного функционирования. Далее, по своему содержанию функция целеполагания – это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям. Наконец, иногда функция целеполагания используется в качестве основы для организации всего управления, его своеобразного механизма – в методе «управления по целям» (management by objectives – МВО).
Можно задать вопрос: почему же ранее вопросы целеполагания практически не рассматривались отечественной психологией? Как отмечает в своей работе Г.В. Акопов, в период существования СССР «…технократический подход к целям был сложившейся ситуацией в стране, системой государственного устройства, общественными установками и т.д. Алгоритмичность, соподчиненность, исполнительность, «внешняя» надежность и др. свойства систем и людей ценились прежде всего. Теоретическая мысль психологов также отчасти способствовала (или отвечала) социальному заказу формирования «исключительно репродуктивных способностей» [Акопов Г.В., 2000].
Сегодня целеполагание рассматривается как широкое понятие, включающее как процесс, так и результат обретения цели; как навык порождения заранее не определенной для субъекта цели, так и принятие или выбор из множества известных целей (целеопределение). Цель отличается от результата. Цель – это то, что мы хотим, чего желаем в данный момент, в ближайшее время, о чем мечтаем. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности. Результат – это то, что конкретно мы хотим получить (тогда он совпадает с целью), и то, что мы получаем. Мы довольны результатами своей деятельности, когда они совпадают с нашими целями или помогают к ним приблизиться.
Почему же люди не достигают поставленных целей? Опыт работы как со специалистами различных сфер деятельности, так и с руководителями разного уровня показывает, что при постановке целей, определении задач, прогнозировании желаемой обратной связи не различаются особенности и специфика их формулировки.
Еще Аристотель писал, что «в целях обнаруживается некоторое различие, потому что одни цели – это деятельности, другие - определенные отдельные от них результаты, … результатам естественно быть лучше (соответствующих) деятельностей» [Аристотель]. Цель, сформулированная как задача (часто в виде приказа), вызывает сопротивление, что соответствует административно-командному подходу в управлении.
В своем диссертационном исследовании [Никитина Т.А., 2004] автор выделяет три уровня целеполагания:
«высокий» – если цели представляют собой прогнозируемые результаты деятельности, удовлетворяющие по своей формулировке требованиям конкретности, реальности, контролируемости, и в то же время не сводятся к примитивным требованиям «повышения продуктивности на такое-то количество процентов» (никаких содержательных критериев по-прежнему не задавалось);
«средний» – если цели представляют собой прогнозируемые результаты деятельности, которые в той или иной степени обладают свойством реальности (при этом, как и в первом случае, анализировалась не только исходная формулировка; выводы делались на основе анализа всего плана работы и последующей деятельности руководителя);
«низкий» – если представленные цели не являются прогнозируемыми результатами деятельности, хотя бы в минимальной степени обладающими свойством конкретности (чаще всего к этой группе относились учреждения, цели деятельности которых представляли собой требования к тем или иным формам, методам и т.д.).
Результаты данного исследования показали, что полностью согласны с установкой на подчинение всей деятельности обеспечению достижения результатов только 12% опрошенных руководителей.
«Святая обязанность» руководителя – определять цели и побуждать сотрудников организации к их достижению. Если руководитель не ставит цели, то это говорит о том, что он либо не умеет этого делать, либо не хочет. В первом случае это проявление некомпетентности, во втором - безответственности.
В рамках компетентностного подхода основной компетенцией руководителя следует считать его умение грамотно формулировать цели.
Как уже отмечалось нами ранее, любая деятельность человека является целенаправленной. Успешность человека и результаты его деятельности напрямую зависят от того, насколько он грамотно и осознанно определяет для себя цели. Помочь специалисту, руководителю научиться ставить «правильные» цели, развить в нем чувство ответственности и осознанности, стимулировать мощные процессы самоорганизации, мобилизующие в свою очередь явные и скрытые ресурсы и умения справляться с трудностями и преградами на пути достижения цели – ключевые задачи психологической подготовки к профессиональной деятельности. Для решения данных задач нужны соответствующие технологии, к числу которых можно отнести коучинг, который сегодня является ведущей технологией по целеполаганию.
Коучинг - это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Это система, которая перемещает субъекта деятельности (одно из значений английского слова coach - карета, повозка) из зоны проблемы в зону эффективного решения и позволяет увидеть, почувствовать новые подходы и возможности, раскрыть потенциал личности [Парслоу Э.].
Коучинг – это и взаимодействие партнеров на смысловом уровне, коуч в этом взаимодействии выступает в роли фасилитатора, но не консультанта, дающего советы и рекомендации. Это противоречило бы одной из основных задач коучинга - раскрытию потенциала человека. Таким образом, коучинг как новая стратегия поведения и мышления, как интегративная технология успеха побуждает человека к творческому поиску решений и поддерживает его решимость достигать цели и осуществлять планируемые изменения в жизни.
Коучинг сегодня нашел широкое применение как экологичный подход в системе управления персоналом и бизнес-консультирования. Возможности данного подхода позволяют организовывать развивающую среду на рабочем месте. Таким образом, технологии коучинга целесообразно применять в системе подготовки управленческих кадров как набор эффективных техник и технологий достижения целей, средство содействия, помощи будущему или настоящему руководителю в поиске собственных решений и развитии его в профессиональной и личностной сферах.
Именно коучинг позволяет формулировать мотивирующие цели, побуждающие к действию, к самостоятельному поиску путей и способов ее достижения. Отсюда руководителям целесообразно осваивать и применять данный подход в своей профессиональной деятельности, так как именно он побуждает сотрудников добровольно брать на себя ответственность и содействует профессиональному и личностному росту.
Кроме этого, коучинг целесообразно использовать и в формировании готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности, содействуя развитию навыка целеполагания у будущих специалистов и руководителей.
Так, в начале освоения учебного курса студентам целесообразно предлагать самостоятельно формулировать цели освоения дисциплины, осуществлять мониторинг, т.е. отслеживать формирование знаний, умений и навыков по основным разделам. Это способствует выстраиванию системы само-контроля и развивает способность будущих специалистов к принятию ответственности за конечный результат своей деятельности. Данный подход с 2007 г. используется в Поволжской социальной гуманитарной академии на факультете управления.
В Самарском муниципальном институте управления на кафедре общей и прикладной психологии была разработана программа интерактивных семинаров, основанная на технологиях коучинга и направленная на развитие навыков целеполагания. Для определения эффективности программы использовались: опросник по целеполаганию (разработанный сотрудниками кафедры на основе работ П. Безручко [Безручко П.], М. Дауни [Дауни М.], Э. Гранта [Грант Э.] и др.), позволяющий определить уровень развития мотивов, целей и жизненной позиции, стратегии ориентации, и многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО), адаптированный А.Г. Маклаковым. Было сформировано две группы (экспериментальная и контрольная) из выпускников вузов, не трудоустроенных после получения диплома. В результате апробации данной программы было зафиксировано повышение уровня развития навыка целеполагания, а также повышение адаптивных способностей испытуемых, их самооценка стала более устойчивой, эмоциональный фон пришёл в равновесие, мотивы и потребности стали более осознаваемыми.
Позитивные изменения, зафиксированные у участников программы, были подтверждены следующими результатами: 80% выпускников экспериментальной группы были трудоустроены, из контрольной группы 15% молодых людей нашли себе работу.
Эти данные дают основание полагать, что для эффективной подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности необходимо включение в учебный план дополнительных семинаров, тренингов с использованием технологий коучинга, цель которых - развитие навыка целеполагания. Появления подобных курсов в системе подготовки молодых людей будет способствовать их успешной адаптации на рынке труда и дальнейшему трудоустройству.
С одной стороны, данный подход требует подготовки преподавателей, с другой - использование специалистов по развитию навыков целеполагания в рамках факультативных занятий. И тот и другой вариант требует дополнительных ресурсов, однако именно такая оптимизация образовательного процесса позволяет решать задачи развития профессиональной готовности, а следовательно, и эффективности деятельности.
Итак, любая деятельность начинается с готовности приступить к ней, обеспечивая эффективность завершения, при условии наличия мотивирующей цели. Именно цель, сформулированная как образ желаемого результата, побуждающего к действию, выступает в данном случае как средство нематериального стимулирования, обеспечивая эффективное включение в деятельность, совершенствование деятельности и достижение наилучших результатов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что целеполагание является метанавыком профессиональной деятельности.
- Оглавление
- Глава 1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности 8
- Глава 2. Проблемы психологической готовности студентов к профессиональной деятельности 49
- Глава 3. Психологические аспекты готовности к профессиональной деятельности специалистов 91
- Введение
- Глава 1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности
- Понятие психологической готовности личности к профессиональной деятельности
- Социально-психологические механизмы готовности личности к профессиональной деятельности
- 1.3. Как изучать сознание?1
- 1.4. Целеполагание как необходимый элемент психологической готовности к профессиональной деятельности
- 1.5. Самоопределение как структурный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности
- Глава 2. Проблемы психологической готовности студентов к профессиональной деятельности
- 2.1. Профессиональная направленность студентов как интегративная характеристика их психологической готовности к профессиональной деятельности
- 2.2. Роль психологического здоровья и совладающего поведения в формировании профессиональной готовности студентов
- 2.3. Мотивационная готовность студентов к профессиональной деятельности
- 2.4. Особенности образа мира психологов со стажем и студентов-психологов
- 2.5. Обучение «практикой действия» как фактор формирования готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
- 2.6. Динамика ценностно-смысловой сферы личности студента в процессе обучения в вузе
- Модель типологии личности м.С. Яницкого
- 2.7. Социально-психологический тренинг как метод формирования рефлексии профессионально важных качеств студентами вуза
- Глава 3. Психологические аспекты готовности к профессиональной деятельности специалистов
- 3.1. Особенности готовности руководителей организаций к успешной управленческой деятельности
- 3.2. Готовность к конструктивному поведению в деловых конфликтах
- Распределение ассоциативных выборов понятия «конфликт»
- Профиль психологических трудностей общения социальных работников
- Выраженность деструктивных установок в общении
- Техники поведения в конфликте
- Оценка техник поведения в деловом конфликте
- 3.3. Профессионально-важные качества сотрудников, осуществляющих реабилитационную деятельность для детей из семей социального риска
- 3.4. Личностная зрелость муниципальных служащих как условие их готовности к профессиональному росту
- Условия эффективной профессиональной карьеры
- 3.5. Правосознание муниципальных служащих как компонент их психологической готовности к профессиональной деятельности
- 3.6. Роль в адаптации сотрудников совпадения их ценностной структуры с ценностями организации
- Данные корреляционного анализа по критерию к. Пирсона по связи совпадения ценностных ориентаций сотрудников и ценностей организации с удовлетворённостью трудом
- 3.7. Психологические особенности профессионального самоопределения безработных женщин
- Средние показатели профиля личности безработных женщин по 16-факторному опроснику Кеттелла (в стэнах)
- Средние показатели по результатам исследования смысложизненных ориентаций
- Заключение
- Литература