Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
Первые дошкольные учреждения
в России (платные)
В России первые детские сады стали открываться
в 60–е гг. XIX в. Они были частными, платными и недоступными для бедных людей.
• Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским,
• второй в Петербурге в 1863 г. С. А. Люгебиль,
• третий — в Гельсингфорсе в 1863 г.,
• четвертый — в Петербурге в 1866 г. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович.
С 1866 по 1870 г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы.
Плата определялась по договору с родителями и составляла от 2 до 5 рублей в месяц. В эту сумму входило питание. Дети не находились в этом саду более 4 часов.
Первые дошкольные учреждения
в России (бесплатные)
Первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в г. Санкт- Петербурге. В садах на воспитательницу приходилось по 50 детей, состав групп был неоднородным. Дети находились в детском саду по 6-8 часов.
Первые ясли:
Для детей были открыты в Петербурге в 1845 году, затем при фабрике (Москва) в 1880 г. Эти учреждения работали с 6 часов утра, до 8-9 вечера. Дети получали питание и при необходимости медицинскую помощь.
Сельские летние ясли – приюты:
Дети от рождения до 9-10 лет. Первые сельские летние ясли-приюты создало Пермское губернское земство в 1896 году.
Организационные особенности работы первых дошкольных учреждений: дошкольные учреждения работали
- по системе Фребеля
- по системе русских педагогов (Л. Толстой, К. Ушинский)
Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917 – 1936 г.г.)
Широкое вовлечение женщин в производство
Ускоренного решения вопросов воспитания детей
Причины широкого вовлечения женщин в производство (ситуация в стране):
• Восстановление народного хозяйства (в 20-е гг.),
• Индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства (в 30-е гг.)
декабрь 1917 г. - Наркомпрос опубликовал декларацию «О дошкольном, воспитании», в которой говорилось, что общественное (бесплатное) дошкольное воспитание должно начинаться с рождения ребенка и призвано осуществлять его всестороннее развитие.
В стране повсеместно создавались дошкольные учреждения. К концу 1918 г. работало около 400 дошкольных учреждений, а в 1920 г. - уже 4723 с общим охватом 254 527 детей.
27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК направленное:
• на оказание помощи матерям,
• расширение сети детских учреждений,
• строительство родильных домов, детских яслей и садов.
Чтобы ускорить развитие сети детских учреждений, предприятиям и ведомствам передавались в хозяйственное ведение существующие при них и вновь открываемые ясли и сады.
Педагогическое руководство всеми садами осуществлялось Народным комиссариатом просвещения.
Роль всероссийских съездов по дошкольному воспитанию в развитии системы дошкольного воспитания
Большое значение имели съезды и конференции по дошкольному воспитанию.
1 съезд (1919): определение типов дошкольных учреждений и организации системы дошкольного воспитания в общегосударственном масштабе.
2 съезд (1921), 3 съезд (1924): обсуждение целей и задач, содержание и методов дошкольного воспитания. После 2 съезда вместо индивидуализма в садах необходимо было построить всю работу на коллективных началах. После 3 съезда в детских садах отменяются новогодний праздник и именины детей. Стали игнорироваться ценные дидактические материалы, которые были в системах М. Монтессори Ф. Фребеля. Было решено изъять из игры традиционные «куклы – барышни» и рекомендовалось ввести новые куклы – «рабочий», «пионер», «красноармеец». Ребенок рассматривался как пассивный продукт социальной среды, роль педагога – организация среды и фиксация ее влияния на среду.
4 съезд (1928): разработка общих принципов построения программы воспитательной работы в дошкольных детских учреждениях.
Работой съездов и конференций руководили Н. К. Крупская и А. В. Луначарский.
Активное участие в них, наряду с дошкольными работниками, принимали крупные ученые в области общей педагогики и психологии (П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, С. Т. Шацкий), педиатрии и гигиены детей (Е. А. Аркин, В. И. Гориневский, Л. И. Чулицкая), искусства и художественного воспитания (Г. И. Рошаль, Е. А. Флерина, М. А. Румер, В. Н. Шацкая).
Система дошкольного воспитания
с 1936 по 1990
1936 г. В Москве открывается специальное учебное заведение по подготовке воспитателей
1938 г. Опубликован «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада»
1941 г. Стали возникать прогулочные группы; детские сады практически перестали существовать
1943 г. Исполком Московского Совета вынес решение «О мероприятиях по расширению сети детских садов. Открыты первые санаторные детские сады и группы для детей с туберкулезной интоксикацией
1959 г. Стали открываться дошкольные учреждения нового типа «ясли-сад»
1960 г. Создание НИИ дошкольного воспитания АПН СССР
1974 г. Закон РСФСР об образовании, где были определены задачи дошкольного образования, принципы и др.
1978 г. «Программа воспитание в детском саду» получила название типовой
1989 г. «Концепция дошкольного воспитания»
Задачи системы дошкольного воспитания:
• обеспечение всестороннего развития детей,
• укрепление их здоровья,
• воспитание любви к Родине и родному краю,
• привитие элементарных трудовых навыков и любви к труду,
• осуществление эстетического воспитания детей
• подготовка к обучению в школе.
Сеть учреждений:
В России впервые в мире была создана в столь широких масштабах государственная система дошкольного воспитания: это ясли, ясли-сады, детские сады с дневным и круглосуточным пребыванием детей, широкая сеть детских площадок, дошкольные детские дома.
Однако основными типами дошкольных воспитательных учреждений в СССР являлись детские ясли (для детей до 3 лет) и детский сад, где воспитываются дети от 3 до 7 лет.
С 1959 г. начали функционировать единые дошкольные учреждения, охватывающие детей ясельного и детсадовского возрастов.
Органы управления системы дошкольного воспитания:
1. Министерство просвещения СССР
(имеется Управление по дошкольному воспитанию)
2. Министерства просвещения союзных и автономных республик
(имеется Управление по дошкольному воспитанию
министерств просвещения республики)
3. Областные, краевые и городские отделы народного образования
и министерства просвещения
4. Районный отдел народного образования (инспектор-методист)
5. Дошкольное учреждение
Создание единой непрерывной системы
Принцип единства системы народного образования и преемственности всех типов учебных заведений в СССР обеспечивала возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим:
1. дошкольные учреждения
2. школы
3. учреждения начального профессионального образования
4. учреждения среднего профессионального образования
5. учреждения высшего профессионального образования
Концепция дошкольного воспитания и основные тенденции изменения качества дошкольного образования (1989):
1) ребенок и общество: Ключевые позиции обновления советского детского сада — охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления.
2) значение дошкольного детства в становлении личности: Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
3) гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми: В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения:
• Учебно-дисциплинарная модель :К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетельство освоения ими умения жить согласно “двойному стандарту”—“для себя” и “для тети”.
• “Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: “Не рядом и не над, а вместе!” Его цель—содействовать становлению ребёнка как личности.'Это предполагает решение следующих задач : развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);
4) охрана и укрепление здоровье детей: В режим детского сада вводятся ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки региональных и климатических условий в районе детского учреждения. Следует обеспечить дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным оборудованием на участке.
5) перестройка содержания педагогической работы с детьми: В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.
6) Возрастной подход в воспитании и обучении детей
7) Воспитание дошкольников: Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правила посредством “внушений”, то личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: .воспитывать— значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей.
8) Обучение дошкольников: От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфически человеческих способностей.
9) Семья, детский сад, школа: Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
10) Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений: Должны быть созданы вариативные, связанные с региональной спецификой, типом дошкольных учреждений руководства по воспитанию и программы обучения детей — динамичные, систематически обновляющиеся, опирающиеся на достижения мировой науки и практики, учитывающие состояние общественной жизни в стране. Предусмотреть многообразие и вариативность типов дошкольных учреждений в зависимости от региональных и национально-культурных условий; избавиться от гигантомании при строительстве детских садов. Признать право сотрудников дошкольного учреждения на творческий поиск, на существование широкого разнообразия “авторских” детских садов. Ввести в состав системы дошкольного воспитания дошкольную психологическую службу.
Обеспечение доступности и качества дошкольного образования на современном этапе:
Доступность дошкольного образования характеризует возможности выбора и поступления в дошкольное образовательное учебные заведения и непрерывного в нем обучения.
Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию ДО на 3 уровнях:
- На Федеральном уровне: разработаны документы организационно – методического характера
1. Методические рекомендации по развитию ДО до 2010, обеспечение его доступности, повышение качества его услуг
2. Методические рекомендации по апробации и внедрению модели образования детей старшего дошкольного возраста
3. Федеральный закон от 5 декабря 2006 года: введена новая форма поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста – компенсация части родительской платы
4. и др.
- На Региональном уровне: Основным мероприятием является разработка и реализация программ развития ДО как составной части региональной системы образования (сокращать очередность в детский сад, внедрять оптимальные модели, формы ДО)
1. строительство новых зданий
2. открытие закрытых ранее ДОУ
3, организация дополнительных групп в ДОУ
4. использование дополнительных помещений общеобразовательных школ
5. реструктуризация сети ДОУ (слияние детских садов и школ)
6. передача ДОУ, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность
7. перевод ДОУ в режим 10-14 – часовой работы
8. внедрение новых моделей ДО (группа полного дня на базе ОУ и семейного воспитания)
- На Муниципальном уровне: разрабатываются муниципальные заказы на услуги ДО. Обязательное условие: конкурсная основа. Рассматриваются меры по повышению престижа работников ДО.
1. Система грантовой поддержки
2.Специальные программы
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо(нету).
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)