logo
Все вопросы по порядку

Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. Необходимость комплексного похода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Поэтому педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №118» управления образования администрации г. Чебоксары в течение многих лет целенаправленно работает над проблемой воспитания здорового ребенка.

За основу была взята авторская технология доктора медицинских наук профессора Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». Физкультурно-оздоровительное направление осуществляется комплексно, несёт в себе и воспитательную нагрузку – формирование у ребёнка потребности здорового образа жизни. Реализация технологии носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер, имеет физиологическое обоснование каждого раздела, учитываются закономерности возрастной психофизиологии, педагогической психологии и спортивной медицины. Рекомендуемые средства и методы просты и не требуют необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования, специальной переподготовки педагогов ДОУ.

Технология состоит из 6 разделов:

1. Диагностика, т.е. определение исходных показателей состояния здоровья и физического развития детей;

2. Рациональная организация двигательной активности детей;

3. Система эффективного закаливания;

4. Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;

5. Обеспечение рационального питания;

6. Создание условий для оздоровительных режимов детей.

Начиная работу по определению исходных показателей, мы пользовались рекомендациями автора. Были изучены антропометрические показатели, включены определение длины и массы тела, а также индексов отношения длины тела к возрасту и массы тела к длине. Эти показатели отражают гармоничность развития ребенка.

Тесты по характеристике двигательной подготовленности проводятся воспитателями и инструктором по физкультуре, включают в себя стандартные параметры: бег на 10/30 м. в секундах, прыжки в длину с места в сантиметрах, метание веса 160-300г. правой и левой рукой в метрах. Также включается тест на «Общую выносливость»: дистанцию в метрах, которую ребенок пробегает со скоростью 1,0-1,2 м/сек. т.е. 2 коротких шага в секунду до появления одного из признаков начинающегося утомления: изменения ритма дыхания, нарушения перекрестной координации, покраснения кожи лица и т.д. Выявлена прямая корреляция между этим показателем и состоянием соматического здоровья ребенка. Чем больше пробегаемая дистанция, тем реже возникают респираторные заболевания. Также измеряется частота сердечных сокращений (в покое при стандартных пробах и ежедневных физических нагрузках), показатели артериального кровяного давления, пробы с задержками дыхания на вдохе и выдохе в секундах, ведется наблюдение за индивидуальной продолжительностью сна детей.

В диагностический комплекс также включены проявления биоритмологического профиля ребенка по околосуточной динамике умственной, физической работоспособности и эмоциональной реактивности. Эти показатели определяются педагогами при взаимодействии с родителями. Тестирование проводится в начале, середине ( по отдельным параметрам) и в конце учебного года.

На основе мониторинга и с учетом основополагающих принципов технологии, для рациональной организации двигательной активности детей педагогами ДОУ разработана модель двигательного режима и детальный стратегический план улучшения здоровья.

Каждое мероприятие, представленное в данной модели, способствует укреплению здоровья детей. Все проводимые мероприятия отличаются преобладанием циклических, прежде всего беговых упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш и др). во всех видах двигательной активности для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.

Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. При составлении комплекса утренней гимнастики, на ряду с традиционной, стараемся внедрить разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гимнастики достигается путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений их выполнения.

Физкультурные занятия проводятся согласно сетке занятий: два раза в физкультурном зале, один раз на улице. Система планирования работы по физическому воспитанию и связанный с ней медико-педагогический контроль позволяют организовать физкультурные занятия так, чтобы они способствовали усвоению Программы воспитания ребенка-дошкольника и обеспечивали оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности детей. Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения разминочного и гимнастического характера, упражнения способствующие улучшению осанки. Проводится обучение детей приемам мышечного расслабления.

Со средней группы внедряем оздоровительный бег. Самое главное в управлении процессом оздоровительного бега — постоянное уравновешивание программы введения режима нагрузок с состоянием и возможностями организма ребенка. Чтобы режим установленной нагрузки был максимально точным, необходим ежедневный экспресс – анализ. В этом залог эффективности занятия.

Перед оздоровительным бегом проводим разминку. Ее цель — разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. Прямо от крыльца дети на ходу начинают выполнять упражнения для различных групп мышц. Заканчивается разминка бегом на месте. Это необходимо для того, чтобы дети не «сорвались» с места, а побежали по дорожке в нужном темпе. Выполняя упражнения во время разминки, дети продвигаются вперед стайкой. Всю дистанцию воспитатель бежит с вместе детьми и следит за индивидуальной длительностью бега отдельных детей, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть тем, кто явно устал, подбадривает остальных. Она находится то сбоку, то впереди, то сзади. Постепенно дети начинают пристраиваться друг за другом, вытягиваясь в цепочку, и бегут равномерно.

Заканчиваем оздоровительный бег еще большим замедлением темпа, переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания, расслабление, потом дети некоторое время отдыхают. Длительность отдыха зависит от того, как быстро пульс детей восстанавливается.

Пришедшим после болезни, вместо бега предлагаем пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию или не бежать вовсе, а просто гулять. В зимнее время бег заменяем ходьбой на лыжах, летом ездой на велосипеде.

В неделю два раза проводим художественную гимнастику. Это позволяет значительно расширить двигательный режим детей, разнообразить содержание занятий, удовлетворять естественные потребности в движении и проявлять творческие способности в выборе движений.

При реализации 3-го раздела технологии мы придерживаемся принципам эффективного закаливания, предложенным Ю.Ф. Змановским.

Обязательным условием эффективного закаливания является:

-наличие неперегревающей одежды на открытом воздухе и в помещениях. Ребенок, находящийся на открытом воздухе, должен быть одет так, чтобы при отсутствии движений он испытывал ощущение зябкости. Одежда должна быть легкой, позволяя.ющей двигаться без затруднений.

-поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18-+20градусов Цельсия, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний.

- хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.

Кроме этого применяем специальные температурные закаливающие процедуры. Автор предлагает 2 основных метода контрастного закаливания:

-контрастные воздушные ванны с постепенно увеличивающейся разницей температур воздуха в двух помещениях, когда дети перебегают из одной комнаты в другую.

- контрастный душ, его методика близка вышеуказанной.

В условиях ДОУ мы используем 1-й активный метод – контрастные воздушные ванны, это перебежки из холодного помещения в теплое.

С целью оздоровления детей используем полоскание горла водой комнатной температуры, витаминотерпаию, после физкультурных занятий в зале дети переходят в кабинет «Здоровейка» для аэроинотерапии (люстра Чижевского), фитотерапии, также проводим точечный массаж, в осеннее - зимний период используем оздоровление фитонцидами. Для профилактики заболевания органов зрения воспитатели проводят комплекс упражнений, направленный на снижение зрительного переутомления. Гимнастику после сна строим на основе корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

В целях поддержания психологического здоровья, профилактики нарушений эмоционального состояния используем музыкотерапию, ароматерапию, арттерапию, специальные психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия.

В реализации задач по решению проблемы воспитания здорового ребенка важно тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей и социумом.

  1. Предметно-пространственная организация помещений и участка ДОУ в современных условиях построения развивающей среды.

  1. Формы методической работы в ДОУ: значение, виды, организация.

  1. Квалификационные требования к педагогам ДОУ, их профессиональные функции, умения и навыки.

(есть, но очень много)???

  1. Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления ДОУ, научные основы и уровни.

Система – это целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющие новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанных с внешней средой. (Шамова Т.И.)

Системный подход – это направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассматривание объектов как систем.

Цель: раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину.

Педагогическая система – это социално-обусловленная целостность, взаимосвязанных на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями, участников педагогического процесса, направленный на формирование и развитие личности.

Дошкольное образовательное учреждение – рассматривается сегодня как открытая социально-педагогическая система, которая имеет сложную структуру из отдельных блоков (1.условия для функционирования и развития ДОУ; 2.педагогический процесс ДОУ; 3. управление ДОУ).

Принципы управления педагогическими системами:

1.демократизация и гуманизация управления пед. системами (развитие инициативы не только руководителей но и педагогов, детей, родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Гласность в управлении ДОУ основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый педагог знает о делах и проблемах всего ДОУ, он не остается к ним безразличным. )

2.системность и целостность (взаимодействие и взаимосвязь всех управляющих функций)

3.оптимальное сочетание централизации и децентрализацции (оптимальное сочетание и распределение полномочий при принятии управленческих решений)

4.научная обоснованность в управлении (построение управления на новейших данных науки)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 сентября 2008 г. N 666 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Государственный статус ДОУ (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Цель ДОУ: обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Задачами ДОУ являются:

• охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

• обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

• воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

• взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

ДОУ может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

1. Общеразвивающую, осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе ООПрДО

2. Компенсирующую, осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.

3. Оздоровительную, создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.

4. Комбинированную осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной ООПрДО и ФГТ

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме:

 полного дня (12-часового пребывания),

 сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания),

 продленного дня (14-часового пребывания),

 кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и

 круглосуточного пребывания.

Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

К ДОУ относятся образовательные учреждения следующих видов:

1. детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

2. детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

3. детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

4. детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

5. детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

6. детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

7. детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

8. центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

УПРАВЛЕНИЕ ДОУ

В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

Внешняя среда – это совокупность внешних условий, которые оказывают влияние на деятельность организации.

Внутренняя среда – это организованная структура объединившихся людей для достижения определенной цели, на основе принципов разделения обязанностей между собой внутри организации.

  1. Заведующий в системе управления ДОУ. Требования к личности руководителя, структура профессиональных умений. Пути совершенствования управленческой культуры. Управленческое решение.

(есть, но не вставляется)

  1. Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.

  1. Научные основы управления ДОУ. Принципы, функции управления. Управленческий цикл дошкольного учреждения.

  1. Задачи и функции ДОУ как социальной педагогической системы (по Типовому положению о ДОУ 2008г.).

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.