Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо(нету).
Выбор программ зависит от вида дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Выбранная программа должна отвечать поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На Совете трудового коллектива или педагогическом Совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В Устав детского сада записывается выбранная детским садом программа.
Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.
Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.
Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .
Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.
К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).
В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.
Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.
Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.
Комплексные программы:
«Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой);
«Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).
«Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др)
«Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой
Парциальные программы.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).
Программа «Юный эколог» (Автор: С.Н.Николаева).
Программа «Семицветик» ( Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова).
Программа «Красота - радость - творчество» (Авторы: Т. С. Комарова и др.).
Программа «Я, ты, мы» (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина).
Программа «Здоровье» (Автор В. Г. Алямовская).
Альтернативные технологии: Методика Монтессори., Вальдорфский детский сад.
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо(нету).
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)