Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
Маркетинг («маркет»-рынок) – это научная область менеджмента, зародилась в 1902 г. в США.
Маркетиг ДОУ – это деятельность, направленная на оказание качественных образовательных услуг субъектам пед. процесса.
Цель: оказание качественных обрз. услуг населению.
Принципы маркетинга:
1.Оказание услуг в соотв. С потребительскими спросами.
2.Удовлетворение потребностей сотрудников ДОУ.
3.Качественные результаты работы ДОУ.
4.Обеспечение конкурентоспособности на рынке обр.услуг.
5.Создание и поддержание благоприятного имиджа.
Функции маркетинга ДОУ:
1.Исследовательская – изучение макро и микросреду ДОУ, рынка обр. услуг, выявление существующего спроса потребностей, целевого рынка.
2.Организационная – разработка политики предложения услуг и ценностей политики, т.е. определение реестра услуг ДОУ, установление цены, управление качеством и конкурентоспособность услуг.
3.Комуникация – осуществление посредством организации продвижения услуг ДОУ и на рынке обр. услуг, установление взаимоотношений с окружением ДОУ.
4.Инновация – реализуется в рамках организации научно-исследовательской деятельности по созданию и оказанию услуг новинок, модификации имеющихся услуг.
Этапы маркетинговой деятельности:
1.Анализ рыночных возможностей ДОУ. Создается система маркетинговой информации, проводится исследования, изучается среда ДОУ.
2. Отбор целевых рынков ДОУ. Сегментирование рынка обр.услуг, выбор целевых сегментов, позиционирование услуг на рынке.
3.Созлдание комплекса маркетинга ДОУ, формирование портфеля услуг (ассортимент, перечень), определение цены услуг, привлечение потребителей.
4.Управление маркетинговой деятельностью ДОУ: планирование, организация, контроль.
Педагогический маркетинг – это 1) деятельность, направленная на изучение и «выращивание» рынка спроса на образовательные услуги.
2) создание соответствующей спросу образовательной среды, стимулирование на эту образовательную среду.
Цель педагогического маркетинга: комплексное изучение социального заказа на образование; на необходимый уровень подготовки кадров; на формы обучения и возможность их совершенствования.
В образовательном процессе педагогический маркетинг осуществляется руководителем.
Основные методы маркетинга:
1 группа: Кабинетные т.е. сбор информации через книги, газеты, беседы с клиентами, работниками, изучение отчетных материалов.
2 группа: Полевые т.е. наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, использование механических устройств, экспертная оценка.
3 группа: Невероятностные т.е. определение объема выборки, предела ошибки.
Практические действия. Структура плана:
1. Перечень, сроки, ответственный, методы реализации, требуемые ресурсы и планируемый результат. Это по сути программа развития.
2. Составление SWOT- анализа ОУ (возможности, угрожающие факторы, сильные и слабые стороны)
3. Реализация программы развития и необходимо учитывать текущие, форс-мажорные обстоятельства.
1).Анализ текущей маркетинговой ситуации
2).Анализ опасностей и возможностей, исходящих от маркетинговой среды ДОУ. Составление SWOT- анализа ОУ (возможности, угрожающие факторы, сильные и слабые стороны)
3).определение маркетинговых целей ДОУ (н-р, удовлетворение потребностей покупателей услуг)
4). выработка маркетинговых стратегий. Определяются пути достижения поставленных целей.
5). составление детального плана действий: маркетинговые мероприятия, ответственны, участники, ресурсное обеспечение (финансовое, материально-техническое)
6). определение бюджета маркетинга. Определяются затраты на маркетинговую деятельность, прогнозируется уровень доходов и издержек при оказании услуг.
7). определение способа контроля, включающий определение критериев осуществления маркетинга, методов изучения результативности, форм отчетности о результатах, механизм их предоставления.
Маркетинговая среда ДОУ – это факторы, влияющие на успешность реализации маркетинговой деятельности ДОУ.
Маркетинговая среда состоит из:
1. Маркетинговая макросреда включает глобальные факторы (политико-правовой, экономический, социально-демографический, культурный, научно-технический, экологический), определяющие деятельность ДОУ и состояние микросреды.
2. Маркетинговая микросреда состоит из факторов, окружающих ДОУ и оказывающих непосредственное влияние на его деятельность. К ним относятся:
а. Поставщики – организации и частные лица, обеспечивающие ДОУ ресурсами, необходимыми для оказания услуг потребителям: продуктовые базы и т.д.
б. Маркетинговые посредники являются организации и частные лица, помогающие ДОУ в продвижении на рынке услуг( знакомые, дети которых посещают доу, сотрудники доу, СМИ, сотрудники детской поликлиники).
в. Контактные аудитории – группы, проявляющие интерес к ДОУ и оказывающие влияние на его деятельность. Она может либо способствовать (благожелательные аудитории), либо противодействовать (нежелательные аудитории) усилиями ДОУ. Относятся: СМИ;
местные конт. ауд. (жители микрорайона, работников поликлиники, школы, домов детского творчества. с кот сотрудничает доу);
внутренние конт. Ауд., состоящие из работников доу;
организации, предприятия, частные лица, кот. могут обеспечить дополнительное финансирование деятельности доу.
г. Конкуренты – организации или частные лица, предоставляющие услуги, аналогично тем, которые предлагает ДОУ, и направленные на удовлетворение схожих потребностей.
В условиях конкуренции на ранке образовательных услуг ДОУ может занимать определенную позицию:
Лидер является признанное, доминирующее на определнном географическом, демографическом или другом рынке образовательного учреждения.
Претендентами называются организации, которые борются за лидерские позиции.
Последователи – это учебные заведения, старающиеся удержаться на своем рынке.
Дополняющие – ДОУ, действующие на рыночной нише и бслуживающие рыночные сегменты, которые другие сады-конкуренты не занимают или не приняли в расчет.
Имидж ДОУ – это эмоционально-окрашенный образ ОУ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно-заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенных направлений на конкретную группу социума.
Значение: конкуренция среди ДОУ.
Причины:
- стабилизация на рынке образовательных услуг.
- облегчение доступа к лучшим ресурсам.
- демографическая ситуация.
- формирование доверия к деятельности ДОУ.
Элементы имиджа:
1. Логотип. В нем отражено название ДОУ. Варианты: вывеска на здании; поздравительные открытки; приглашения; календари; фирменные бланки.
2. Летопись детского сада – книга отзывов для родителей и гостей.
3. Бейдж, или внутренняя карточка педагога, на которой указывается ФИО педагога, должность.
4. Газета ДОУ. Название газеты должно соответствовать названию детского сада
5. PR-мероприятия. Организация дней открытых дверей, презентаций.
6. Публикации о достижениях ДОУ в СМИ.
7. Визуально подвижные коммуникации: манера персонала общаться с родителями, детьми, коллегами; речь сотрудника отвечающего на телефонный звонок; манера поведения сотрудников; деловой этикет.
8. Визуально неподвижные коммуникации: внешний вид, печатная символика, место расположения ДОУ, рекламные ролики.
9. Фирменный цвет. Все необходимые документы печатаются на бумаге единого цвета.
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо(нету).
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)