logo
Все вопросы по порядку

Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.

Инспектирование — одна из важнейших форм руководства и контроля деятельности образовательных учреждений со стороны органов управления народного образования.

Под инспектированием понимается проведение органом управления образованием проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальными органами управления образованием, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования (9).

Инспектирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ).

Основной целью инспектирования является обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования и исполнения других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений системы образования в целях реализации принципов государственной политики в данной области, соблюдение конституционных прав граждан на образование и социальных гарантий участников образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации через соблюдение государственных образовательных и социальных стандартов, нормативов всеми субъектами системы образования, а также совершенствование механизма управления его качеством в пределах компетенции органов управления и прогнозирования тенденций развития системы образования

Комплексная проверка дошкольных учреждений проводится не реже одного раза в пять лет. Продолжительность инспектирования детского сада зависит от количества групп в них, но не должна превышать десять дней.

К инспектированию могут привлекаться заведующие, воспитатели, медицинские сестры дошкольных учреждений, работники городских методических кабинетов и другие квалифицированные специалисты (7).

Подготовка к проведению комплексной проверки должна начинаться прежде всего с составления подробного плана проверки, в котором намечаются основные вопросы и методы инспектирования, проверки, распределяются обязанности между членами бригады. Основными методами и приемами инспектирования являются наблюдение и анализ занятий, прогулок, игр, различных режимных моментов, проверка знаний детей, их умений и навыков, анализ детских работ, ознакомление с документацией дошкольных учреждений (планами работы заведующей, воспитателей, родительского комитета, протоколами совещаний, книга ми учета детей и другими материалами), беседа с руководителями и воспитателями (5; 7).

Результаты инспекторской проверки оформляются актом, служебной запиской или аналитической справкой, содержащими обоснованные выводы и конкретные предложения по улучшению работы.

Обследование дошкольных учреждений начинается с беседы инспектора и членов бригады с заведующим, во время которой его информируют о целых проверки, порядке работы, сроках. Затем заведующий характеризует общую работу учреждения, предоставляет необходимые документы для работы комиссии. Беседа с заведующим дает первое представление о работе проверяемого учреждения. После этого инспектор приступает к непосредственному изучению всех разделов работы учреждения.

Основные вопросы, подлежащие проверке:

учебно-воспитательная работа в учреждении, выполнение программы воспитания, качество знаний, умений и навыков детей, методы работы воспитателей;

подбор, расстановка, воспитание кадров и повышение их квалификации, методическая работа в детском саду, деятельность методического кабинета;

состояние организационно-педагогической и административно-хозяйственной работы, материально-технической базы, техники безопасности и пожарной безопасности;

выполнение плана работы (численность детей, комплектование групп, посещаемость и т. д.);

финансовая деятельность, исполнение сметы;

уровень медицинского обслуживания, организация рационального питания детей;

педагогическое просвещение родителей;

стиль руководства учреждением, осуществление контроля за состоянием учебно-воспитательной работы со стороны заведующего и старшего воспитателя;

качество планов, организация контроля за исполнением решений педсоветов, производственных совещаний, планов, приказов и инструкций вышестоящих органов;

ведение делопроизводства в учреждении, документация, правильность ее оформления и хранения.

Выводы инспектора о состоянии работы дошкольного учреждения и предложения по ее улучшению оглашаются при проведении педагогического совета

Правила этики поведения инспектирующего, которые предполагают: