logo
aoop_noo_dlja_detej_s_zpr

4.4. Программа коррекционной работы

Цель программы

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с задержкой психического развития. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения образования: очная, индивидуальное обучение на дому. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, логопедических занятий, занятий дополнительного образования. А также сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья через территориальную областную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТОПМПК) и школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Задачи программы

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Приоритетности интересов ребёнка

Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Системности

Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывности

Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности.

Вариативности

Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Единства психолого-педагогических и медицинских средств

Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Содержание работы

Программа коррекционной работы в структуре АООП НОО включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают основное содержание деятельности специалистов образовательного учреждения в области коррекционной педагогики и психологии:

Субъекты реализации коррекционной работы в школе

Содержание деятельности специалистов.

Заместитель директора по УВР, председатель ПМПк

  • курирует работу по реализации программы;

  • руководит работой ПМПк;

  • взаимодействует с МДОУ, ТОМПК, лечебными учреждениями;

  • осуществляет просветительскую деятельность при работе с родителями детей.

Классный руководитель, воспитатель

  • является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с учащимися;

  • делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;

  • осуществляет индивидуальную коррекционную работу (педагогическое сопровождение);

  • консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения

Социальный педагог

  • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;

  • осуществляет профилактическую и коррекционную работу с учащимися;

  • взаимодействие с семьей обучающихся, с лечебными учреждениями; правоохранительными органами

Психолог

  • изучает личность учащегося и коллектива класса;

  • анализирует адаптацию ребенка в образовательной среде;

  • выявляет дезадаптированных учащихся;

  • изучает взаимоотношения младших школьников со взрослыми и сверстниками;

  • подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

  • выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;

  • осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней подростков;

  • консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения

Учитель-логопед

  • исследует речевое развитие учащихся;

  • организует логопедическое сопровождение учащихся.

Педагог дополнительного образования

  • изучает интересы учащихся;

  • создает условия для их реализации;

  • развивает творческие возможности личности;

  • решает проблемы рациональной организации свободного времени.

Направления работы

Диагностическая работа включает:

Коррекционно-развивающая работа включает:

Консультативная работа включает:

Информационно-просветительская работа предусматривает:

Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа предусматривают:

родителей, педагогов;

План реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Содержание работы

Организационная деятельность

I этап. Подготовительный

  • подбор методов изучения личности

  • подбор методик изучения психологических особенностей

  • подбор методик для определения уровня обученности, обучаемости, воспитанности, воспитуемости

  • подбор методик изучения семьи обучающихся

  • методическая и практическая подготовка педагогических кадров

  • изучение состояние вопроса

  • предварительное планирование

  • разработка и отбор оптимального содержания, методов и форм предстоящей деятельности

  • обеспечение условий предстоящей деятельности

  • подбор кадров и распределение конкретных участников работы

  • постановка задач перед исполнителями и создание настроя на работу

II этап. Сбор информации (начало учебного года)

  • проведение бесед, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, наблюдения, логопедического обследования

  • изучение личных дел учащихся

  • изучение листа здоровья учащихся

  • консультация врачей и других специалистов

  • посещение семей учащихся

  • консультативная помощь в процессе сбора информации

  • контроль за сбором информации на входе в коррекционно-развивающую деятельность

III этап. Систематизация потока информации (начало учебного года)

Консилиум (первичный)

  • уточнение полученной информации

  • определение особенностей развития учащегося

  • выделение группы контроля за учебно-познавательной деятельностью, группы контроля за поведением, группы контроля за семьей учащегося, профиля личностного развития

  • выработка рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса

  • анализ результатов психолого-педагогического обследования на входе в коррекционно-развивающую работу

  • анализ состояния здоровья обучающихся

  • планирование коррекционно-развивающей деятельности

IV этап. Проведение коррекционно-развивающей деятельности

  • включение коррекционно-развивающих целей в учебно-воспитательное планирование, привлечение к работе других специалистов

  • проведение занятий психологом, логопедами, педагогами

  • проведение игр и упражнений педагогами

  • медикаментозное лечение учащихся

  • работа с родителями

  • помощь в процессе реализации коррекционно-развивающей работы

  • контроль за проведением коррекционно-развивающей работы

V этап. Сбор информации (конец учебного года)

  • проведение бесед, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, наблюдения, логопедического обследования

  • консультативная помощь в процессе сбора информации

  • контроль за сбором информации на выходе в коррекционно-развивающую деятельность

VI этап. Систематизация потока информации (конец учебного года)

Консилиум (плановый)

  • уточнение полученной информации

  • оценка динамики развития:

«+» результат – завершение работы «-» результат – корректировка деятельности, возврат на II – VI этап

  • анализ хода и результатов коррекционно-развивающей работы

  • подведение итогов

VII этап. Завершение работы (при положительных результатах).

Консилиум (заключительный).

  • отбор оптимальных форм, методов, средств, способов, приемов взаимодействия педагогов с учащимися, родителями

  • повышение профессиональной подготовки педагогов

  • перспективное планирование

  • обобщение опыта работы

  • подведение итогов

  • планирование дальнейшей коррекционной работы

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие учителей, воспитателей и специалистов образовательного учреждения в рамках школьного ПМПк и ТОПМПК, обеспечивающее системное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

профиля;

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. ТОПМПК, школьный ПМПк предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ЗПР.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами ГКОУ СО «СКОШИ № 18»: библиотекой им. Горького, Домом Народного творчества, спортивно-оздоровительными комплексами «Уралмаш», «Калининец», «Локомотив – Изумруд»; Управлением социальной защиты населения Орджоникидзевского р-на, Детской поликлиникой № 15, Детским фондом «Шанс», Детской железной дорогой.

Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с задержкой психического развития;

— сотрудничество с родительской общественностью.

Комплекс условий коррекционной работы включает:

1) Психолого-педагогическое обеспечение:

2) Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются, компьютерные коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

3) Кадровое обеспечение

Образовательное учреждение обеспечено специалистами: учитель-логопед — 4 человека, учитель-дефектолог — 1 человек, педагог-психолог - 1 человек, социальный педагог — 1 человек, врач-психиатр — 3 человека, врач-педиатр — 1 человек, школьная медсестра — 1 человек.

4) Материально-техническое обеспечение

Создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения:

5) Информационное обеспечение

Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса дает возможность для доступа каждого субъекта образовательного процесса к информационно - методическим фондам и базам данных, системным источникам информации, наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а так же учебно-наглядных пособий и т.д.

В школе имеется 13 мультимедийных комплексов (ноутбук, проектор, экран).

У школы есть внешний ресурс - официальный сайт - www.ekb-school18.ucoz.ru. Сайт активно используется для привлечения родителей к интересам детей, школы, общей организации образовательного процесса.