1. Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее - АООП НОО) для детей с задержкой психического развития определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» (далее - ГКОУ СО «СКОШИ №18») на период до 2016г. как специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.
ГКОУ СО «СКОШИ №18» является образовательным учреждением, ориентированным на работу с обучающимися с задержкой психического развития.
Данная образовательная программа разработана на основе:
Конвенции о правах ребенка;
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с задержкой психического развития;
нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования;
примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического развития;
устава ГКОУ СО «СКОШИ №18».
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой псхического развития (далее – ЗПР) ГКОУ СО «СКОШИ №18» составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант В), которая адресована обучающимся с задержкой психического развития с уровнем развития несколько ниже возрастной нормы; отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленном темпе либо неравномерном становлении познавательной деятельности). Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. У детей с ЗПР отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом.
Обучающиеся с задержкой психического развития имеют особые образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
раннее получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
К специфическим образовательным потребностям относятся:
увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов
В основу АООП НОО для детей с ЗПР ГКОУ СО «СКОШИ №18» заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход в ГКОУ СО «СКОШИ №18» строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП НОО для детей с ЗПР ГКОУ СО «СКОШИ №18» заложены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования6 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
В связи с тем, что в 2014-2015 учебном году в ГКОУ СО «СКОШИ №18» не созданы финансово-экономические и кадровые условия для полного перехода на адаптированную основную образовательную программу начального общего образования (вариант В), школьники первых классов обучаются по АООП НОО для детей с ЗПР, срок освоения программы составляет четыре года.
Педагогическим коллективом ГКОУ СО «СКОШИ №18» создана комфортная коррекционно - развивающая среда и жизненное пространство для разнообразной и разносторонней деятельности учащихся, что способствует обеспечению комплекса условий психолого-медико-педагогического сопровождения индивидуального развития детей с ЗПР в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями.
Контингент учащихся ГКОУ СО «СКОШИ №18» сложный и неоднородный.
Социальная характеристика контингента уч-ся 1-х классов
№ | Категория семей | Количество | % от общего числа |
1 | Общая численность уч-ся на начало учебного года | 46 | 100 |
2 | Полные семьи | 21 | 46 |
3
| Неполные семьи: - воспитывает отец - воспитывает мать |
4 21 |
9 47 |
4 | Малообеспеченные семьи | 6 | 13 |
5 | Многодетные семьи | 5 | 11 |
6 | Опекаемые дети | 4 | 9 |
7 | Дети, имеющие инвалидность | 10 | 22 |
8 | Родители, имеющие инвалидность | 1 | 2 |
9 | Количество детей, поставленных на внутришкольный учет | - | - |
10 | Количество детей, состоящих на учете как находящиеся в СОП | - | - |
Анализ контингента 1-х классов:
Кол-во детей | Возраст (лет) | Готовность к школе | |||||
всего | мальчики | девочки | 6,5 | 7 | 8 | Посещали ДОУ | Не посещали ДОУ |
46 | 38 | 8 | 3 | 30 | 13 | 32 | 12 |
100% | 83% | 17% | 7% | 65% | 28% | 74% | 26% |
По данным медицинского обследования учащихся отмечается тенденция к ухудшению физического и психического здоровья детей.
Сведения о состоянии здоровья учащихся
№ | Наименование показателей | Кол-во детей | % |
1 | Распределения по группам здоровья: - II группа - III группа - V группа (имеющие инвалидность) |
5 32 10 |
8 70 22 |
2 | Отстают в развитии - физическом - смешанные нарушения психологического развития |
46 |
100 |
3 | С пониженной остротой - слуха - зрения |
8 |
14 |
4 | Заболевания опорно- двигательного аппарата - нарушение осанки - сколиоз - плоскостопие |
10 - 17 |
21 - 37 |
5 | Имеют дефекты речи | 46 | 100 |
6 | Болезни нервной системы | 46 | 100 |
7 | Болезни органов дыхания | - | - |
8 | Болезни органов пищеварения | - | - |
9 | Болезни мочеполовой системы | 3 | 7 |
10 | Врожденные аномалии (пороки) развития | 1 | 2 |
Полностью физически и психически здоровых детей нет, при поступлении в ГКОУ СО «СКОШИ №18» 100% детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и находятся на диспансерном учете у различных специалистов.
Специфика школы-интерната и проблемно-ориентированный анализ образовательного процесса позволяют определить основную цель ГКОУ СО «СКОШИ №18».
Цель: организация целенаправленной систематической работы по повышению качества образования и развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи АООП НОО школы-интерната №18:
актуализация познавательной деятельности учащихся на основе коррекции недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
разработка и внедрение разноуровневых дидактических материалов и учебных пособий для индивидуальной самостоятельной работы на уроке и вне его по всем курсам школьной программы;
развитие коммуникативной сферы детей с ЗПР путём освоения речевой культуры и норм поведения;
формирование более адекватной самооценки и учебной мотивации детей с ЗПР;
внедрение в практику учебно-воспитательного процесса мероприятий валеологического характера, направленных на сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся;
повышение профессионального уровня педагогов через участие в работе семинаров, конференций, мастер-классов;
укрепление отношений с родителями для оказания индивидуальной системной помощи, направленной на повышение их психолого-педагогических знаний.
В основе реализации АООП НОО лежит деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования, развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
АООП НОО содержит:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП начального общего образования;
систему оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО;
учебный план начального общего образования для детей с ЗПР;
программы учебных предметов;
основное содержание учебных предметов;
программу коррекционной работы;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на ступени начального общего образования;
программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ЗПР на ступени начального общего образования;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу внеурочной деятельности;
- 1. Пояснительная записка
- 2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
- Русский язык
- Литературное чтение.
- Математика.
- Окружающий мир
- Технология.
- Изобразительное искусство.
- Музыка.
- Физическая культура.
- Иностранный язык.
- 3. Система оценки достижения обучающихся с зпр планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с зпр
- Формы контроля и учета достижений обучающихся
- 4. Содержание образования
- 4.1.Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
- Основные направления деятельности школы:
- Учебный план начального общего образования для детей
- 4.2. Программы учебных предметов
- 4.3.Основное содержание учебных предметов
- 1. Русский язык
- 2. Литературное чтение
- 3. Иностранный язык
- 4. Математика
- 5. Окружающий мир (Человек, природа, общество)
- 6. Основы религиозных культур и светской этики
- 7. Изобразительное искусство
- 8. Музыка
- 9. Технология (Труд)
- 10. Физическая культура (адаптивная)
- 4.4. Программа коррекционной работы
- Организация комплексной коррекционной работы
- 2. Логопедическое сопровождение учебного процесса
- Планируемые результаты коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития на ступени начального общего образования:
- Коррекция негативных тенденций развития учащихся:
- 4.5. Программа формирования универсальных учебных действий у детей с зпр начального общего образования
- Ценностные ориентиры начального общего образования
- Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
- Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
- Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования икт-компетентности учащихся.
- 4.6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей с зпр на ступени начального общего образования
- Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся сЗпр
- Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся сЗпр на ступени начального общего образования
- Виды деятельности и формы занятий с обучающимися с зпр на ступени начального общего образования
- Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей с зпр
- Планируемые результаты духовно- нравственного развития и воспитания детей с зпр на ступени начального общего образования.
- 4.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
- 1. Организация режима дня обучающихся с зпр, их нагрузка, питание, физкультурно-оздоровительная работа.
- 2. Организация просветительской работы в гкоу со «скоши№ 18» с обучающимися с зпр предусматривает разные формы занятий:
- 3. Выделение приоритетов в работе гкоу со «скоши № 18», с учетом результатов проведенного анализа:
- Содержание программы
- 1Блок. Здоровьеберегающая инфраструктура
- 2 Блок. Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
- 3 Блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы
- 4. Блок Реализация дополнительных образовательных программ
- 6. Блок. Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни.
- 4.8.Программа внеурочной деятельности
- План внеурочной деятельности
- 5. Условия реализаци адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с зпр
- 5.1. Кадровые условия
- 5.2. Финансово-экономические условия.
- 5.3. Материально-технические условия
- Требования к организации пространства
- Требования к организации временного режима
- Требования к техническим средствам обучения и оборудованию учебных кабинетов
- Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам
- Обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся