logo
aoop_noo_dlja_detej_s_zpr

1. Пояснительная записка

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее - АООП НОО) для детей с задержкой психического развития определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» (далее - ГКОУ СО «СКОШИ №18») на период до 2016г. как специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.

ГКОУ СО «СКОШИ №18» является образовательным учреждением, ориентированным на работу с обучающимися с задержкой психического развития.

Данная образовательная программа разработана на основе:

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой псхического развития (далее – ЗПР) ГКОУ СО «СКОШИ №18» составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант В), которая адресована обучающимся с задержкой психического развития с уровнем развития несколько ниже возрастной нормы; отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленном темпе либо неравномерном становлении познавательной деятельности). Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. У детей с ЗПР отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом.

Обучающиеся с задержкой психического развития имеют особые образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

 раннее получение специальной помощи средствами образования;

 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

К специфическим образовательным потребностям относятся:

 увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;

 наглядно-действенный характер содержания образования;

 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

 стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов

В основу АООП НОО для детей с ЗПР ГКОУ СО «СКОШИ №18» заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход в ГКОУ СО «СКОШИ №18» строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу АООП НОО для детей с ЗПР ГКОУ СО «СКОШИ №18» заложены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования6 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

В связи с тем, что в 2014-2015 учебном году в ГКОУ СО «СКОШИ №18» не созданы финансово-экономические и кадровые условия для полного перехода на адаптированную основную образовательную программу начального общего образования (вариант В), школьники первых классов обучаются по АООП НОО для детей с ЗПР, срок освоения программы составляет четыре года.

Педагогическим коллективом ГКОУ СО «СКОШИ №18» создана комфортная коррекционно - развивающая среда и жизненное пространство для разнообразной и разносторонней деятельности учащихся, что способствует обеспечению комплекса условий психолого-медико-педагогического сопровождения индивидуального развития детей с ЗПР в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями.

Контингент учащихся ГКОУ СО «СКОШИ №18» сложный и неоднородный.

Социальная характеристика контингента уч-ся 1-х классов

Категория семей

Количество

% от общего числа

1

Общая численность уч-ся на начало учебного года

46

100

2

Полные семьи

21

46

3

Неполные семьи:

- воспитывает отец

- воспитывает мать

4

21

9

47

4

Малообеспеченные семьи

6

13

5

Многодетные семьи

5

11

6

Опекаемые дети

4

9

7

Дети, имеющие инвалидность

10

22

8

Родители, имеющие инвалидность

1

2

9

Количество детей, поставленных на внутришкольный учет

-

-

10

Количество детей, состоящих на учете как находящиеся в СОП

-

-

Анализ контингента 1-х классов:

Кол-во детей

Возраст

(лет)

Готовность к школе

всего

мальчики

девочки

6,5

7

8

Посещали

ДОУ

Не посещали

ДОУ

46

38

8

3

30

13

32

12

100%

83%

17%

7%

65%

28%

74%

26%

По данным медицинского обследования учащихся отмечается тенденция к ухудшению физического и психического здоровья детей.

Сведения о состоянии здоровья учащихся

Наименование показателей

Кол-во

детей

%

1

Распределения по группам здоровья:

- II группа

- III группа

- V группа (имеющие инвалидность)

5

32

10

8

70

22

2

Отстают в развитии

- физическом

- смешанные нарушения психологического развития

46

100

3

С пониженной остротой

- слуха

- зрения

8

14

4

Заболевания опорно- двигательного аппарата

- нарушение осанки

- сколиоз

- плоскостопие

10

-

17

21

-

37

5

Имеют дефекты речи

46

100

6

Болезни нервной системы

46

100

7

Болезни органов дыхания

-

-

8

Болезни органов пищеварения

-

-

9

Болезни мочеполовой системы

3

7

10

Врожденные аномалии (пороки) развития

1

2

Полностью физически и психически здоровых детей нет, при поступлении в ГКОУ СО «СКОШИ №18» 100% детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и находятся на диспансерном учете у различных специалистов.

Специфика школы-интерната и проблемно-ориентированный анализ образовательного процесса позволяют определить основную цель ГКОУ СО «СКОШИ №18».

Цель: организация целенаправленной систематической работы по повышению качества образования и развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи АООП НОО школы-интерната №18:

В основе реализации АООП НОО лежит деятельностный подход, который предполагает:

АООП НОО содержит: