I. Пояснительная записка
Система высшего педагогического образования призвана обеспечить подготовку специалистов, отличающихся высоким уровнем профессионализма, образованности, культуры, самостоятельностью мышления, инициативностью в принятии решений и ответственностью в претворении их в своей практической деятельности.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (М., 2005) определены квалификационные требования к уровню подготовки учителя-логопеда.
Выпускник, получивший квалификацию учитель-логопед, соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Специалист должен знать законодательство Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образования по вопросам образования, основы общих и специальных дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач. Учитель-логопед умеет проводить психолого-педагогическое обследование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии с целью определения хода психического развития, соответствия его возрастным нормам; владеет методами дифференциальной диагностики. Выпускник знаком с системой консультирования родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения; с методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье; с приемами обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях; с методами воспитания детей с речевой патологией. Учитель-логопед способствует повышению психолого-педагогической культуры педагогов и родителей, владеет навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Итоговая государственная аттестация выпускников должна определить уровень профессиональной подготовки учителя-логопеда. Государственный экзамен по логопедии является одним из критериев выявления уровня теоретической и практической подготовки специалиста.
Программа Государственного экзамена охватывает все основные разделы логопедии: онтогенез речевой деятельности, логопсихологию, психолого-педагогическую диагностику детей с речевыми нарушениями, логоритмику, технологию обследования и формирования произносительной стороны речи, технологию обследования моторных функций и речи, педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи. Важным принципом логопедии является неразрывная связь теории с практикой. Программа построена таким образом, что, рассматривая любую специальную проблему, выпускник должен продемонстрировать знание теоретических научных положений и возможность реализации их на практике.
Государственный экзамен по логопедии носит комплексный характер. Аттестуемый в своем ответе должен продемонстрировать знания о становлении и развитии речевой деятельности в норме и взаимосвязи развития речи и других психических функций, а также об истории развития учений о типологии и классификации речевых нарушений и специальных логопедических технологиях, уметь грамотно проводить сопоставительный анализ различных теорий и методик, знать научно-практическое наследие в становлении и развитии логопедии как науки отечественных и зарубежных ученых.
Выпускник должен:
знать экспериментально-диагностические методики для проведения дифференциальной диагностики детей с тяжелыми нарушениями речи от сходных состояний;
понимать закономерности функционирования речевой системы во взаимодействии с другими психическими процессами;
уметь определять направления и виды работы по координации взаимодействия в семье работы психолога, логопеда, учителя;
знать основные виды и структуры педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями.
Особое место в ответе выпускника на Государственном экзамене должно занимать понимание того, что логопедическая работа во всех случаях является не только коррекционным, но и активным средством развития детей. От выпускника требуется использование знаний из области смежных наук. Реализация этого положения заключается в том, что любой рассматриваемый вопрос должен иметь медико-психолого-педагогическое обоснование, позволяющее определить адекватность выбранных методов и средств воздействия при преодолении речевого нарушения; иметь четкое представление о комплексной системе логопедической помощи населению и об особенностях профессиональной деятельности учителя-логопеда в социализации лиц с нарушениями речи.
- Логопедия программа государственного экзамена
- Екатеринбург 2012
- I. Пояснительная записка
- Содержание логопедия
- Дислалия
- Ринолалия
- Дизартрия
- Нарушения голоса
- Нарушение темпа речи
- Заикание
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
- Общее недоразвитие речи
- Нарушение письменной речи
- Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе (дцп).
- Механизм нарушения речи у детей с зпр.
- Профилактика речевых нарушений
- Третичная профилактика.
- Логопсихология
- Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
- Логопедическая ритмика
- Технология обследования и формирования произносительной стороны речи
- Технология обследования моторных функций
- Технология обследования речи
- Онтогенез речевой деятельности
- Семейное воспитание детей с нарушениями речи
- Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями
- Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная
- Информационное обеспечение