logo
Programma_GAK_spetsialitet_logopedia

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Определение. Исторический аспект проблемы; частота проявления, причины, симптоматика.

Первичное нарушение фонематических процессов.

Механизм нарушения фонематического слуха и восп­риятия. Характеристика нарушения звукопроизношения. Характер проявления (степень) фонетико- фонематического недоразвития, его влияние на освоение грамоты.

Вторичное недоразвитие фонематических функций при анатомических и двигательных дефектах органов речи.

Нарушение артикуляционной моторики. Артикуляционно-акустические особенности гласных и согласных фонем. Нарушение голоса, дыхания. Депривация моторного компонента и его влияние на формирование функций фонематического слуха и восприятия, снижение уровня познавательной активности, произвольного внимания, нарушение коммуникации, дисграфии, дислексии, личностные особенности детей.

Комплексное обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Сбор мнестических данных. Обследование артикуляционного праксиса. Голосовая и дыхательная функции. Состояние моторной сферы. Состояние тонального слуха. Обследование психологической базы речи (внимание, память, восприятие различной модальности, мышление). Обследование языковых и речевых средств.

Система коррекционно - развивающего обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в дошкольном возрасте.

Коррекция звуковой стороны речи: уточнение артикуляции сохранных звуков и формирование навыков кинестетического анализа; постановка отсутствующих и дефектных звуков, их автоматизация и дифференциация на слух и в произношении. Совершенствование функций фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа и синтеза на основе осознанности кинестетических ощущений. Подготовка к обучению грамоте.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста.

Организация логопедической помощи в условиях школьного логопункта. Основные направления коррекционной работы: постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь, развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов, закрепление связи звуков и букв. Преодоление дизорфографии.