4. Развитие экономической науки (XVI – XX ст.)
Экономическая наука – это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.
Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известны еще из работ древних греческих и римских мыслителей Ксенофонта, Аристотеля, Платона, катона, Варрона, Коллумеллы, а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Эти мыслители исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п. Экономическая наука, как система знаний о сущности экономических процессов и явлений, начала складываться лишь в XVI – XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать общие черты.
Если использовать цивилизационный подход к периодизации развития общества, о котором речь будет идти в теме 2, то основные этапы развития экономической науки можно изобразить таким образом (см. Рис. 1.1.)
Меркантилизм. Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю, а само богатство отождествляли с накоплением денег (золотых и серебряных). Взгляды сторонников этой школы отражали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала.
Физиократы. В отличие от меркантилистов перенесли акцент исследования непосредственно на природу и производство. Тем не менее, источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве. Считали, что промышленность, транспорт и торговля – бесплодные сферы, неприбыльные для общества, а труд людей в этих сферах лишь покрывает затраты на их существование.
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Английская классическая политэкономия. Возникает с развитием капитализма. Ее представители (Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо) концентрируют внимание на анализе экономических явлений и закономерностей всех сфер производства, стремятся раскрыть экономическую природу богатства, капитала, доходов, кредита, сферы обращения. Они разрабатывают трудовую теорию стоимости, а рынок рассматривают как саморегулирующуюся систему.
Марксизм(40 гг. XIX ст.) Основатели этого направления Маркс и Энгельс исследуют систему законов капиталистического общества из позиций рабочего класса. Продолжают исследование трудовой теории стоимости, разрабатывают теории прибавочной стоимости, денег, экономических кризисов, земельной ренты и других, которые используют для доказательства неизбежности краха капитализма.
Маржинализм(40 гг. XIX ст.) – первая школа неоклассического направления. Представители этой школы разработали альтернативные марксизму теории – предельной полезности и предельной производительности факторов производства. В основе маржинального анализа лежал субъективно-психологический подход относительно рыночного поведения индивидов.
Неоклассическая экономикспродолжает традиции английской классической политэкономии и маржинализма. Рассматривает рынок как саморегулирующуюся экономику, способную самостоятельно, без вмешательства государства, установить рыночное равновесие и сбалансированное развитие экономики.
Институционализмрассматривает экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социологических, и социально-психологических факторов. Объектами изучения для представителей этого направления являются так называемые институты, под которыми понимаются государство, корпорации, профсоюзы, и т.п., а также правовые, морально-этические нормы, обычаи, инстинкты и т.п.
.Кейнсианство(конец 30-х годов XX) – одна из ведущих экономических теорий, которая обосновывает необходимость активного вмешательства государства в регулирование рыночной экономики. Основатель: Джон М. Кейнс.
Кейнсианско-неокласический синтез(60 гг. XX ст.) – обобщающая концепция, представители которой (Хикс, Бьюкенен, Самуельсон и др.) обосновывают принципы объединения рыночного и государственного регулирования экономики, делают акцент на необходимости движения к смешанной экономике. Придерживаются принципа рационального синтеза неоклассического и кейнсианского направлений экономической теории.
Новая экономическая теория(70 гг. XX ст.).вучебниках по экономической теории и истории экономических учений к современным направлениям экономической теории относят неоклассику, кейнсианство и институционализм.
Но, как нам уже известно, эти направления возникли на рубеже ХІХ-ХХ столетий, кроме того, они не отвечают условиям современного глобального информационного общества и экономики знаний (за исключением новой институциональной теории). Поэтому мы отнесем к современным школам экономической теории те из них, которые объясняют главные тенденции и проблемы новой экономики.
К таким школам можно отнести эволюционную, новую институциональную, новую региональную, инновационную экономикс, экономикс знаний и научения, креативности, информационную и сетевую экономикс. В дальнейшем это направление мы будем называть «новой экономической теорией».
- Тема 1. Предмет и метод политической экономии
- 1. Вопросы практического занятия
- 2. Основные термины
- 3.1. Основная литература
- Тема 1 – «Предмет I метод економiчноi теорii».
- 3.2. Дополнительна литература
- 4. Контрольные вопросы
- 1. Значение экономической теории
- 2. Значение экономической теории в современных условиях
- 3. «Новая экономика»
- 4. Развитие экономической науки (XVI – XX ст.)
- 5. Новая экономическая теория (80-е гг. XX ст.)
- 6. Эволюционная экономикс об инновациях и экономике, базирующейся на творчестве
- 7. Вклад культурологии в понимание инноваций и креативности
- 8. Эволюция предмета экономической теории
- 9. Предмет политической экономии и экономикс
- 10. Особенности предмета экономической теории
- 11. Системное определение предмета экономической теории
- 12. Методы экономических исследований
- 13. Технология решения проблем: к студентам, желающим в «полет»
- ____________ *) Альтшуллер г.С., Сeлюцкий а.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. - Петрозаводск: "Карелия", 1980, с. 198-199.
- 14. Функции политической экономии
- Трп: Типы задач, уровни творчества, техники креативного мышления
- Вывод из описаний и анализа один: думать надо, господа!!! Изобретать!!!
- 15. Типы и примеры задач
- Примеры задач
- Задача 1. О медведях
- Задача 2. Меркантилисты о богатстве Ранние меркантилисты
- Поздние меркантилисты
- 16. Выявление нежелательного эффекта
- 17. Уровни творчества в изобретательской практике Первый уровень творчества
- Второй уровень творчества
- Третий уровень творчества
- Четвертый уровень творчества
- Пятый уровень творчества
- 18. Техники креативного мышления
- 1. «Брейнсторминг»
- 2. Метод Уолта Диснея
- Трп: о творчестве и творческих способностях
- 19. Представления о креативности
- 20. Необходимо ли творчество бизнесу?
- Первый вопрос: так ли необходимо бизнесу быть уникальным и креативным? Что в мире происходит ?
- Нужны идеи?!
- 21. Логика курса
- Попытайтесь схематически изобразить логику темы