logo
Эффективность использования наглядности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного (младшего школьного) возраста

Федеральный Закон Российской Федерации "Об образовании" определил требования к системе образования. Начальную школу рассматривают, как самостоятельное звено в системе обязательного общего образования, что позволяет этой ступени функционировать как самостоятельному учреждению. В начале 90-х гг. начался процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большой степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.

В настоящее время представлены ведущие системы начального образования, базирующиеся как на традиционной системе обучения, так и на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Теоретические основы систем развивающего начального обучения не противоречат друг другу. Согласно теориям большинства известных ученых - педагогов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкового, Д.Б. Эльконина, система образования должна быть направлена на интеллектуальное и нравственное развитие учащегося. Они исходят из необходимости формирования у детей, начиная с самых ранних этапов, основ системного мышления; эти теории возникли как реакция на сложившиеся в начальной школе принципы "поэлементного" введения и усвоения знания; эти теории не приемлют путь движения в обучении от частного к общему и противопоставляют ему прямо противоположный путь - от общего к частному (В.В. Давыдов), от целого к частям (Л.В. Занков). В исследованиях, выполненных в русле вышеуказанных теорий, теоретически и экспериментально доказано, что раннее обучение иностранным языкам способствует формированию индивидуальных наклонностей, развитию природных задатков, культуры чувств, способностей детей. На этапе раннего обучения иностранным языкам поощряются присущие этому возрасту любознательность, инициатива, самостоятельность, усваиваются первичные социокультурные правила и нравственные нормы, осуществляется подготовка детей к предстоящему систематизированному обучению.

Вопросы раннего обучения иностранным языкам были в фокусе внимания педагогической общественности еще в конце ХIХ в. Опубликованные в то время работы свидетельствуют, с одной стороны, о несомненной пользе изучения иностранного языка в раннем возрасте, с другой стороны, многие педагоги занимали тогда отрицательную позицию по этому вопросу, так как полагали, что общеобразовательная ценность иностранного языка невелика и состоит лишь в изучении его системы, а это доступно только старшим школьникам, следовательно, в младших классах иностранный язык лишен какого бы то ни было образовательного значения.

Развивающее значение иностранного языка было вскрыто впоследствии со всей глубиной академиком Л.В. Щербой и его последователями. Он писал, что при правильной постановке преподавания иностранный язык развивает логическое мышление, совершенствует уже сложившиеся мыслительные операции и формирует умение логически строить высказывание. [19]

По мнению Дроздовой О. А "именно на начальном этапе закладываются основы развития элементарных умений и формирования навыков устной иноязычной речи, и от того, насколько эффективно протекает процесс обучения на этом этапе, зависит успех в овладении предметом впоследствии". [3]

В настоящее время доказано, что за кажущейся легкостью овладения языком маленькими детьми даже в естественной среде стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанном. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только при условии, если он овладевает им в условиях жизненно важного общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игруобеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения языка детьми. [10]

Различные возможности игры на иностранном языке изучали Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что при правильной организации учебного процесса обучение детей иностранному языку должно начинаться с дошкольного возраста, а правильным, по его мнению, является путь развития речи ребенка посредством совершенствования детского мышления с опорой на конкретные зрительные образы, наглядность.

В настоящее время психологические условия формирования у детей младшего возраста речевых навыков на втором языке теоретически обоснованы и выявлены в исследовании Е.И. Негневицкой. Способы методической организации обучения маленьких детей иностранному языку исследованы в диссертационных работах М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной, Р.И. Дольниковой, Е.А. Ленской, Е.И. Матецкой, Н.А. Малкиной, В.И. Симкиной, Н.Н. Требаневой.

Раннее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность:

· правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;

· овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;

· получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;

· понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

· участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и двусторонний элементарный диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;

· кратко высказываться на темы, отобранные для начального образования, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

· овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;

· писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе;

· освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка. [21]

Поставленные цели, стоящие перед предметом "иностранный язык", должен решать методически грамотный учитель, придерживающийся современного коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся дошкольного возраста.