logo
Эффективность использования наглядности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

1.2 Классификация наглядностей

Главной целью использования наглядности является повышение мотивации учащихся, а также повышение уровня усвояемости материала. По мнению Дроздовой О. А, мотивация у детей изначально достаточно высока. Главной задачей учителя является удержание этой мотивации с помощью различных подходов и средств, позволяющих поддерживать эту мотивацию, ведь "именно мотивация способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, выполнению коммуникативных заданий. Она выделяет, что мотивацию поддерживают именно оперирование учителем "специфическими приемами и средствами обучения, которые обеспечивают новизну изучаемого материала и разнообразие выполняемых коммуникативных упражнений, (…) закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и звуковых образов, а также поддержанию активности учащегося" [3]

Следует выделить два наиболее популярных вида наглядностей - изобразительная и предметная.

Предметная наглядность - это "способ семантизации лексики: раскрытие значения иностранного слова путем демонстрации предметов, действий, обозначаемых этим словом. Предметная наглядность дает возможность создать прямые ассоциации между предметом и иностранным словом без посредства родного языка" [6]

наглядный материал иностранный язык

Изобразительная наглядность по Я.А. Коменскому - один из основных педагогических принципов, согласно которому учебный материал лучше воспринимается учащимися на конкретных примерах. [7]

На начальном этапе обучения часто используется изобразительная наглядность. Например, ситуативные, сюжетные, тематические картинки, рисунки, в том числе нарисованные самим ребенком, макеты, муляжи, фотографии, цветные слайды. С помощью средств изобразительной наглядности можно успешно провести любой этап обучения. Они прекрасно могут применяться при введении лексического материала и его закрепления. Достаточно лишь знакомую картинку ученику, как в его памяти тут же всплывает соответствующее ей слово. Предметные картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся. При работе с картинкой оправданы следующие виды заданий: повторение вслед за учителем фраз; ответы на вопросы учителя; постановка вопросов к тому, что изображено на картинке; составление небольших высказываний. На основе картинок можно составить целый рассказ.

Этот вид наглядности широко используется в зарубежных учебниках, а с выходом учебника Starlight и Spotlight, и в наших. Это очень удобно, когда каждое слово сопровождается изображением не только в учебнике, но и на отдельной карточке, которой можно различным образом оперировать, меняя ход работы.

Другой, не менее успешный вид изобразительной наглядности, это просмотр видео или ряда слайдов. Они позволяют вовлечь не только зрительный, но и слуховой, а также двигательный анализатор. Существует много специальных видео, которые направлены именно на изучение иностранного языка малышами. Серии таких мультфильмов длятся 2-3 минуты, этого хватает и для того, чтобы не потерять рассеянное внимание малышей, и для того, чтобы лишний раз закрепить пройденную лексику. В данных обучающих мультфильмах очень мало диалогов, а если они и есть, то рассчитаны на уровень знаний дошкольников, поэтому дети чувствуют себя комфортно и почти всё понимают.

Под предметной наглядностью понимается специально организованный материал, который способствует возникновению у учащихся отчетливых и необходимых представлений об окружающей действительности и обеспечивающих переход от возникновения мотива высказывания к самостоятельной речемыслительной деятельности.

Предметный вид наглядности также чрезвычайно важен для ребенка. Способность не только увидеть, услышать, но и ощутить дает именно предмет. Учителю иностранных языков поможет набор предметов, соответствующих изучаемой лексике. Эти предметы легко найти и при этом они в значительной степени расширяют пространство для творчества учителя, а также привлекают внимание учащихся. Основные предметы, которые могут быть полезны учителю это - школьные принадлежности, игрушки, муляжи продуктов, мебель, одежда, формы и ручные куклы, которые очень оживляют однообразную речь учителя.

Эффективность предметно - образной наглядности заключается в том, что именно она заставляет учащегося мыслить в процессе обучения иностранному языку. По мнению Дроздовой О. А именно мысль является предметом говорения как вида речевой деятельности. Поэтому, как заключает она, основной задачей учителя является заставить любыми возможными способами стимулировать мыслительное содержание речи учащегося, и, как следствие, способствовать формированию речевого высказывания.

Она отмечает особую важность применения условных ситуаций в процессе обучения, так как они естественным образом стимулируют речемыслительную деятельность. Более того, в этой форме работы есть и психологически позитивный аспект. Так как дети на младшем этапе обучения в основном занимаются коллективными формами деятельности, для них намного интереснее "играть" во что-то вместе, а также стирается этот внешний барьер между учителем и учеником, ребенок, входя в роль, не боится говорить, ведь он думает, что всего лишь "играет". В добавок к этому, условные ситуации способствуют мотивации даже у "тихих" учеников, улучшает взаимопонимание в классе, учит строить диалог и слушать собеседника, развивает взаимопомощь.

Дроздова замечает, что необходимо четко определить продолжительность речевого общения, оно не должно превышать 5 минут, согласно исследованиям и наблюдениям психологов.

Е.Н. Соловова отмечает несколько факторов, которые способствуют успешно создать условную ситуацию м спровоцировать определенные высказывания:

представить себе подобную ситуацию в реальном общении;

определить место и время данной ситуации;

определить партнеров по общению и их характеры;

определить цели общения;

довести эту информацию до учащихся. [12]

Еще один вид наглядности, который не был упомянут ранее - двигательный, то есть движения и жесты. Он всего лишь дополняет зрительный и предметный вид наглядности. Он способствует формированию алгоритма: жест - образ - слово. Многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить мысль или вспомнить что-либо. Эту особенность детей можно широко использовать при обучении их лексике и алфавиту. Практически каждая фраза вводится в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождается им. Учителю часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребёнок вспомнил необходимое слово. Целые диалоги можно строить используя жесты.

На основе данного вида наглядности в детских группах всегда проводится физкультминутка. Все движения дети повторяют строго за педагогом.

Педагоги школы "Knock Knock English" успешно используют это вид нагляности при изучении новых слов и алфавита. Таким образом в процессе обучения задействованы все анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный и речевой. Учитель произносит слово, показывает предмет или картинку и выполняет жест, дети повторяют. Таким образом жест закрепляет и зрительный и слуховой образ. И при закреплении материала достаточно лишь сделать жест для того, чтобы восстановить и слово, и образ.

И еще одной важной вещью, как отмечает Н.М. Потапова, это сам кабинет учителя. Она настаивает на том, что ученик, входя в класс, должен как бы попадать в другой мир. Мир иностранного языка и его культуры. Это сразу же переключает учащихся и значительно повышает их мотивацию.

Она призывает в первую очередь поиграть с цветом стен. Она рекомендует выкрасить стены в нетрадиционный для школы цвет. Повесить флаги, или сделать маленькие копии государственного флага страны изучаемого языка. Сделать надписи на стенах, например, известных крылатых фраз: " То be, or not to be" - у входа в класс, или же "Now, or ever", "Wisdom is knowing how little we know" и. т.д. Повесить изображения исторически значимых или живописных мест стран изучаемого языка, разместить фотографии учащихся, кто уже побывал там. Можно так же добавить на стены кабинета различные творческие задания, которые были выполнены учащимися, они в компании с грамматическими таблицами и постерами с часто употребляемыми клеше станут хорошей основой для постоянного воспроизведения в памяти изученного материала.

Также она предлагает разбавить привычные уроки "сладкими" и "рисовальными". Устроить кукольное чаепитие с изучением этикетных диалогов и названий используемых предметов, или рассказывая короткие стихи, дать учащимся задание сделать иллюстрацию. Это сильно стимулирует воображение детей, а также делает изучаемый материал более живым и интересным.

Важной составляющей, по ее мнению, является еще и внедрение элемента неожиданности или сюрприза в урок. Она приводит в пример неожиданное появление тематических персонажей (это может быть ученик старшего класса или родитель), который разыгрывает с детьми условную ситуацию. Например, является в класс "рассеянный с улицы Бассеиной" с чемоданом, который у него падает, из него вываливаются все вещи, и он не знает, как их на изучаемом языке назвать, а учащиеся ему помогают.

Она рекомендует постоянно менять форму работы с учащимися: фронтальную, парную, коллективную, использовать зарядку и динамические паузы, игры, песни, соревнования и многое другое. Все это позволяет сохранить на уроке дружескую обстановку, располагающую к общению, а также дать возможность детям испытать чувство успеха.