logo
Эффективность использования наглядности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Наглядность играет очень важную роль в обучении иностранному языку. С ее помощью осуществляется закрепление изучаемого материала. Благодаря картинкам решаются речевые проблемные задачи при свободном говорении. Но самое главное, то, что при выполнении упражнений с применением наглядности ученики говорят и слушают не потому, что обязаны это делать, а им интересно решать подобные речевые задачи. Наглядность помогает учащимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность мобилизирует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям английским языком, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизирует волю, облегчает весь процесс изучения английского языка.

Использование наглядности не исключает, а предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основе которой лежит единство различных форм мышления. Подобного рода символические наглядности помогают ребенку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения, способствуют формированию всех видов навыков, в том числе грамматических и использовать их в речи, что подтверждает важность использования наглядности в процессе обучения английскому языку.

Глава 2. Наглядность на уроках иностранного языка на младшей ступени обучения

2.1 Необходимость использования наглядности при обучении детей дошкольного возраста

Под начальным этапом понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, не менее двух лет, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Начальный этап важен потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Кроме того, именно на этом этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с её основными положениями.

Для начального этапа очень важно согласованное рациональное воздействие на различные анализаторы (на слуховой, зрительный) в отдельности и в комплексе. Детям нужно как больше слушать иноязычную речь, не только из уст учителя, но и в звукозаписи (носителя языка). Именно здесь формируется фонематический слух, развиваются умения понимать звучащую речь и правильно воспроизводить её.

В обучении детей иностранным языкам в современной школе существует ряд сложностей методологического и психологического характера. По мнению Л.В. Занкова, "ребенок мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом, осуществляет переход от конкретного к абстрактному мышлению" [7]. Он отмечает, что дети младшего школьного возраста испытывают сложности в выражении своих впечатлений ввиду несоответствия сферы образного и логического, им трудно высказать то, что возникает в их уме, как образ.

Дроздова выделяет, что младшие школьники склонны понимать слова буквально, приписывая им определенный образ. Речевая задача в этом случае решается проще, если имеет наглядную опору в виде предмета или изображения. Более того, дети запоминают именно то, что произвело на них наибольшее впечатление, все, что интересно, живо, неожиданно и ново. Так же наглядность позволяет мобилизировать и психическую активность учащегося, способствует усвояемости большего количества материала, снижает утомляемость, тренирует воображение, и в целом облегчает процесс обучения. [3]

В методическом словаре Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина наглядность определяется как "специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности [1]

Этот термин имеет два значения:

1) как опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися;

2) как использование на занятиях специальных средств обучения, опирающихся на принцип наглядности [1]

Преимущество наглядности в том, что ее можно использовать на любом этапе процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, формировании навыков и развитии умений, проверке усвоения учебного материала, выполнении домашних заданий.

Поскольку людям, детям в особенности, свойственно предметно-образное мышление при овладении новым средством общения (английским языком), важно использовать зрительный канал. Предъявляя учащимся предметы, картинки (предметные, ситуативные и тематические), аппликации, мы загружаем этот канал.

Л. В Щерба выделяет по использованию анализаторов в процессе овладения английским языком слуховые, зрительные и зрительно-слуховые средства обучения. К первым относятся звукозаписи; ко вторым - картинки, аппликации, немые диафильмы, диапозитивы. К последним - звуковые диафильмы, кинофрагменты. Следует отметить, что на начальном этапе, в силу возрастных психологических особенностей учащихся и уровня владения ими учебным материалом, предпочтительна статическая (не динамическая) зрительная наглядность. Зрительная наглядность играет важную роль при обучении второму - английскому языку на начальном этапе. Основная цель использования зрительно - изобразительной наглядности заключается в том, чтобы развивать мышление учащихся на чувственно - наглядных впечатлениях, связать слова, обозначающие известные им предметы, с названиями этих предметов на английском языке. [19] Именно это и составляет одно из проявлений новизны в изучении английского языка на начальном этапе. Дети с неподдельным интересом узнают, усваивают новые обозначения и особенности строя языка, связанные с передачей мыслей, необходимых для элементарного общения. Такой наглядностью может служить набор учебно-наглядных пособий, включающий предметные, тематические и сюжетные картинки, который является одним из основных средств обучения, входящих в УМК (учебно-методический комплект) для начального этапа обучения иностранному языку.

Этот набор учебных пособий можно использовать как при организации и ознакомления учащихся с новым материалом, при организации тренировки в его использовании, так и при контроле. Картинки рекомендовано использовать для организации самостоятельной работы школьников в разных режимах на уроке. Неоценимую помощь могут оказать сюжетные и тематические картинки для развития устной речи, воссоздающие естественные ситуации, в которых используется усваиваемый детьми материал. Регулярное использование этого компонента позволит решать задачу по запечатлению в памяти лексико-грамматической оформленности высказываний, соотнесенных с ситуациями.

Основным компонентом УМК является раздаточный материал. Он представляет собой набор предметных, сюжетных и тематических картинок, карточек, предназначенных как для работы в классе, так и дома, поскольку этим набором должен владеть каждый ученик. Помимо указанной особенности, в целом картинки эти используются в тех же целях что и описанный выше комплект учебно-наглядных пособий.

В процессе обучения на начальном этапе широкое применение должны найти игрушки как предметное воплощение реального мира. Так, например, по теме "Животные" лучше использовать игрушки, чем картинки, изображающие этих животных. С игрушками легче проводить различные действия, нужные для усвоения глаголов, предложных сочетаний, прилагательных. Естественнее возникает у ребенка оценочное высказывание. Дети получают огромное удовольствие оттого, что они видят игрушку, могут её потрогать, взять, поиграть с ней.

Вспомогательные средства обучения, составляемые учителем и используемые учащимися, как показывают наблюдения, занимают в деятельности творчески работающих учителей значительное место. Они позволяют максимально индивидуализировать, активизировать, и интенсифицировать учебно-воспитательный процесс на начальном этапе, когда закладываются основы всех видов речевой деятельности и идет накопление в памяти учащихся единиц языка и речи. [4]

2.2 Использование демонстрационного материала

По мнению авторов "SuperSimpleLearning" и таких иностранных изданий для начального обучения, как "Pebbles" ("Happy House", "Cookie and friends", a также российских учебников для начального звена "Starlight" - самое лучшее, когда вводя лексический материал мы используем реальные вещи. Не всегда есть возможность иметь все под рукой, и тогда приходят на помощь замечательные карточки (flashcards), которые есть в большинстве иностранных учебников, и в частности, в приведенных выше изданиях и ресурсах. Карточки помогают интересно и живо преподнести новый лексический материал и дают дополнительные возможности для введения и повторения лексического материала. Вот некоторые из них:

Введение нового лексического материала.

Составители методики "SuperSimpleLearning" рекомендуют сделать волшебную коробку (Mystery box), в которую кладутся слова, изучаемые на уроке. Дети по подсказкам догадываются, какие карточки находятся в коробке и учитель по очереди достает их. Или же показывает карточку наполовину, чтобы вызвать у детей активный интерес.

Дети вместе с учителем сидят в кругу, учитель поворачивается к соседу (справа или слева) и говорит: "It`s a horse.", ученик берет карточку, поворачивается к следующему и говорит то же самое, и так до конца, пока карточка не придет обратно к учителю. Тогда учитель достает следующую карточку.

Варианты:

а) подождать, когда карточка пройдет полкруга и пустить следующую карточку в том же направлении;

б) пустить по одной карточке в каждую сторону;

в) пустить 3-4 карточки (не больше) по кругу в одном направлении, выдерживая небольшие паузы.

Закрепление лексического материала.

1) "Roll the dice": учитель крепит к доске 6 карточек со словами, которые необходимо закрепить, нумерует карточки на доске от одного до 6. Дети делятся на две команды. Для игры необходимы игральные кости. Каждой команде дается по кубику. По очереди каждый ребенок из команды кидает кубик, и какое число выпадет, под таким номером он и должен прочесть карточку. Если он смог прочесть, получает очко. Та команда, которая назвала все слова из 6 - побеждает.

2) "Guess the picture: учитель берет два листка бумаги по размеру карточки и делает в одном из них дырочки по - больше, а в другом, в тех же местах, но поменьше. Покрывает карточку сначала листком с большими дырочками, а сверху с маленькими. Ребёнок пытается угадать сквозь небольшие отверстия, что это за рисунок, если ему не удается, учитель медленно стягивает первый листочек, что рисунок становится видно лучше, и т.д.

3) "Jumping cards": учитель выбирает 8-10 карточек и располагает их на доске в линию. Задается ритм, например, нога - нога-хлопок. Когда ритм уловили все, учитель начинает произносить названия карточек по очереди в ритм, дети подхватывают, потом учитель переворачивает первую карточку лицом вниз и вместо первого слова прыгает, дети повторяют, и так далее, постепенно учитель переворачивает картинки поочередно и столько же раз дети прыгают вместо слова. Постепенно, количество карточек можно увеличить.

4) "What`s missing?": выкладываются предметы или карточки с изучаемыми словами, дети закрывают глаза или предметы (карточки) закрываются одеялом, пока дети не видят предметы (карточки), учитель убирает один (одну) из них, открыв глаза детям нужно отгадать, какого предмета (какой карточки нет)

5) "Find it!": карточки раскладываются в разных местах классной комнаты (лучше, если это будет свободное от парт и стульев пространство), дети делятся на две команды, в разных вариациях им нужно найти карточку, соответствующую слову, сказанному учителем. Кто сделает быстрее - получает очко.

6) "Touch and say!": предметы, изучаемые на уроки (например, игрушки, одежда) кладутся в мешок, или же ученику завязывают глаза, и на ощупь ребенок должен угадать предмет и назвать его.

2.3 Использование раздаточного материала

На самом раннем этапе обучения дети имеют очень маленький словарный запас даже на своем родном языке. Им сложно строить высказывания больше чем одно-два слова. Самое лучшее закрепление материала для них - раскрашивание. Им еще сложно самим нарисовать что-то конкретное, но раскрасить, а чуть позже и обвести они очень рады.

В интернете представлено очень много ресурсов с бесплатными тематическими раскрасками с интересными заданиями (worksheets) (см. Приложение 2)

Также в комплекте большинства иностранных учебников есть рабочая тетрадь (activity book), где также можно найти замечательные задания на закрепление материала с помощью рисования, вырезания, раскрашивания. (см. Приложение 1)

Также в учебниках и на иностранных ресурсах есть заготовки для тематических поделок, которые также очень нравятся детям, они с еще большим энтузиазмом изучают и повторяют незнакомые слова. Особенно такие поделки хороши на праздники, они также создают праздничное, особенное настроение, которое сложно создать в классе за 30-40 минут. (см. Приложение 1)

2.4 Использование игр

Самым любимым и захватывающим из всех видов наглядности можно справедливо определить ролевую игру. Ролевая игра помогает ребенку полностью поставить себя в имитируемую ситуацию, проявить свое творчество, сделав себе костюм, маску. Используя ролевых кукол ребенку проще разыграть речевую ситуацию.

Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями.

По мнению Изотовой Ю.И. игры способствуют выполнению важных методических задач:

созданию психологической готовности детей к речевому общению;

обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуации спонтанности речи вообще.

Она выделяет два типа игр: подготовительные и творческие.

Подготовительные игры. Они способствуют формированию речевых навыков:

грамматические игры. Помогающие усвоить грамматику для более успешного перехода к активной речи. Игры моделирует естественные ситуации, пригодные для употребления правильного речевого образца. Таким образом, многократное повторение грамматических структур, содержащие трудности, может быть проведено в итоговом варианте;

лексические игры, тренирующие в употреблении нужной лексики в соответственных ситуациях, которые знакомят с сочетаемостью слов;

фонетические игры, предназначенные для закрепления правильного произношения;

орфографические игры, которые позволяют сформировать правописание лексического материала. Игры рассчитаны как на тренировку памяти, так и на выявление определенных закономерностей в правописании английских слов;

2) Творческие игры. Они нужны для повторения и дальнейшего развития речевых навыков и умений. Игры побуждают учеников творчески подходить к использованию всего изученного материала, проявлять самостоятельность, быстро реагировать в общении.

Творческую игру по-другому можно назвать ролевой игрой. Она позволяет учащимся войти в речевую ситуацию, мотивируя их к речемыслительной деятельности.

1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров.

2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё собственное "я”, но через "я" соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет.

4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.

5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Ведь её исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удаётся преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в игру.

6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы.

Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.

Изотова Ю.В. выделяет следующие цели использования игры на уроках иностранного языка:

формирование определенных навыков;

развитие определенных речевых умений;

обучение умению общаться;

запоминание речевого материала;

развитие необходимых способностей и психических функций;

познание в сфере страноведения и языка.

Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и воспитательную работу.

Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости от опыта учащихся.

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, в зависимости от: целей и задач учебной игры.