1.2.3 Качества знаний
При проверке знаний учащихся необходимо учитывать качества знаний. Данные качества выделяют в своей работе М.Н. Скаткин, и В.В. Краевский. К ним относятся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность, системность, осознанность и прочность[13, 20-31].
Полнота знаний ученика определяется количеством всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой.
Глубину знаний характеризуют число осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися.
Следует отметить, что полнота не совпадает с глубиной, т.к. полнота допускает изолированность знаний друг от друга. Глубина предполагает осознание существенных связей. Чем существеннее эти связи, чем больше они отражают сущность явлений более высокого порядка, тем больше глубина знаний. Связи могут быть прямыми и опосредованными. Чем опосредованнее связь, тем она менее доступна учащимся для понимания и требует помощи со стороны учителя в ее раскрытии.
На каждом этапе обучения одни и те же или разные явления изучаются с различной глубиной их раскрытия.
Оперативность знаний предусматривает готовность и умения ученика применять их в сходных и вариативных ситуациях. Чем больше типов ситуаций, в которых ученик может знания применить, и чем совершеннее это применение, тем точнее, четче проявляется оперативность знаний.
Чтобы обучать школьников применению знаний, надо понимать неоднозначность этого понятия. Здесь возможно несколько вариантов. Первый вариант - знания применяются непосредственно, что имеет место, если это знание о точном порядке действия.
Второй вариант применения связан с конкретными знаниями правил, предписаний, дающих лишь ориентиры для определения действий и их последовательности. Так, схема рассказа о законе или алгоритм способа построения доказательств предполагает, что отбор операций для каждого пункта плана или шага поиска аргументов ученик осуществляет сам в зависимости от каждого конкретного случая.
Третий вариант применения знания относится к обобщенным знаниям, служащим ориентиром в определении области поиска конкретных знаний и способов деятельности, пригодных для данной ситуации.
Всем трем вариантам применения знаний надо учить школьников. Для этого необходимо, чтобы учащиеся овладели совокупностью конкретных и обобщенных умений, навыками практической и интеллектуальной деятельности.
В каждом учебном предмете есть свой набор конкретных способов деятельности, предусмотренных в одних случаях программами, в других - заданиями в учебнике. Но за этими конкретными способами деятельности кроются умения обобщенного характера - межпредметные, предметно-обобщенные, которые, в сою очередь, подразделяются на практические и интеллектуальные.
К числу межпредметных умений относятся анализ, синтез, обобщение, классификация, составление плана, опознание, сравнение, выделение существенного и т.д. Все они взаимосвязаны, одни предполагают другие.
К числу межпредметных способов деятельности следует отнести и навыки поисковой деятельности: соотнесение данных в условии задачи между собой и с вопросом; соотнесение найденного ответа с вопросом задачи; доказывание каждого суждения и операции; проверка полноты и достаточности доказательств; проверка полноты и достаточности решения.
Гибкость знаний появляется в быстроте нахождения способов применения его в различных ситуациях. Чем более вариативны ситуации, тем быстрее ученик находит способ применения знаний, тем более гибки его знания. Показателем гибкости следует так же считать способность предложить несколько способов применения знаний для одной и той же ситуации. Необходимо четко различать гибкость и оперативность. Оперативность характеризует точное знание способов применения для определенных случаев и умение их использовать. Гибкость предполагает умение извлечь из памяти в нужный момент способ деятельности, создать новый способ, составить новый способ из известных. Таким образом, гибкость всегда проявляется в оперативности, но оперативность не всегда говорит о гибкости знаний.
Конкретность и обобщенность проявляются в раскрытии конкретных проявлений обобщенного знания и способности подводить конкретные знания под обобщенные. Обобщенное знание всегда предусматривает наличие конкретных знаний. Важно, чтобы учащийся умел обобщать конкретные знания, факты.
Свернутость и развернутость знания заключается в умении выражать знания компактно, но так чтобы оно представляло собой видимый результат сжатия совокупности знаний.
Систематичность знаний предполагает осознание структуры совокупности знаний, их последовательности.
Системностью знаний учащихся называют совокупность знаний, структура которой соответствует научной теории. Она в свою очередь включает: понятия, основные положения, факты и следствия. Между ними существуют разные связи.
Первый элемент теории - это понятия. Каждая теория имеет несколько независимых друг от друга понятий.
Второй элемент - ее основные положения. Например, положений в клеточной теории три: клетка является основной структурной и функциональной единицей жизни; клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению, функциям; все новые клетки образуются при делении исходных клеток.
Третий элемент теории - следствия, которые зависят то основных законов. Для получения следствий кроме основных законов часто приходится привлекать и дополнительные знания.
Таким образом, системные знания располагаются по схеме: понятия, положения, следствия, приложения. Для того чтобы ученик смог соединить знания, относящиеся к одной теории, но полученные в разное время и в разной последовательности, соединить, выстроить в структуру, он должен иметь представления о теории и ее элементах, структуре.
Системность включает в себя систематичность, но покрывает системности, так как знания нередко бывают систематичными, но не системными. Для превращения знаний в систему нужно осознать место знания в целостной теории.
Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, получения знаний, умении их доказывать. Она характеризуется: пониманием характера связей между знаниями; различением существенных и несущественных связей; осмыслением доказательности связей; пониманием получения знаний; областью применения знаний.
Эти признаки отражают качество знаний как конечный результат их усвоения. Формирование этих признаков осуществляется постепенно. Для разных ступеней обучения не все признаки осознанности проявляются в равной мере. В курсе природоведения не все связи даются ученикам, не предъявляется достаточные доказательства, те самым, ограничивая степень осознанности знаний.
Формы выраженности осознанности могут быть разные. Первой формой является умение ученика излагать знания своими словами, менять порядок изложения, использовать необходимые части знаний для ответа.
Второй формой выражения осознанности является группировка и систематизация знаний в зависимости от вопроса.
Еще одна форма осознанности заключается в самостоятельном применении знаний в различных ситуациях: по образцу и нестандартных ситуациях.
Рассмотренные уже выше качества знаний как обобщенность и свернутость, конкретность и развернутость тоже являются формой проявления осознанности. Если ученик может обобщать или свертывать при необходимости знания, то это свидетельствует об осознанности их.
Наконец, последнее качество знаний - это их прочность. Она означает длительность сохранения знаний в памяти и воспроизводимость их в случае необходимости.
Все перечисленные качества разделяются авторами: Скаткиным М.Н. и Краевским В.В. на две группы. Одни качества могут быть как объективными, так и субъективными. Объективность заключается в том, оно свойственно самой информации, еще не ставшей состоянием личности. Это полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, системность, развернутость. Эти качества могут быть у знаний, независимо от того, усвоены они учащимся или нет. Когда качества знаний приобретены, они становятся субъективными свойствами личности.
Другие качества могут быть только субъективными. Такие качества как гибкость, свернутость, осознанность и прочность, представляют только после того, как учащийся усвоил знания и они стали свойствами его личности.
Различение этих двух групп качеств знаний важно потому, что первая группа приобретается при опоре на объективную природу знания. Учащий должен знать связи между знаниями, их объем, ситуации применения, последовательность связей, степень конкретности и обобщенности для того чтобы, лучше организовать их усвоение. Вторая группа качеств требует для своего формирования понимания учителем законов усвоения знаний и способов их проявления у учащихся.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Глава 1. Контроль усвоения учебного материала
- 1.1 Понятие технологии обучения
- 1.1.1 Структура технологии обучения
- 1.2 Закономерности усвоения учебного материала
- 1.2.1 Усвоение опыта
- 1.2.2 Усвоение знаний
- 1.2.3 Качества знаний
- 1.3 Измерение качеств знаний и уровень их усвоения
- 2.1.1 Школьная система России
- 2.1.2 Школьная система Великобритании
- 2.2 Понятие образовательного стандарта, его структуры и функций
- 2.2.1 Российский образовательный стандарт области Биология
- Критерии оценки ответа учащихся на уроках биологии
- 3. Критерии оценки уровня воспитанности учащихся
- 19.3 Оценка знаний учащихся
- Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся
- 11. Оценка знаний учащихся
- 2.4. Оценка достижений учащихся при дифференциации требований к подготовке по предмету «Окружающий мир»
- VI. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки учащихся по математике