2.1 Календарное планирование по информатике для 9 класса
Основная цель обучения информатике в 9 классе.
Современный школьный курс информатики необходимо рассматривать как общеобразовательный предмет, в содержании которого присутствует значительная фундаментальная научная составляющая, ориентированный не только на изучение основ науки информатики, как таковой, но и на образование школьника с помощью информатики. В связи с этим приоритетным направлением является развитие личности учащегося, создание фундамента его информационной культуры, формирование и развитие у школьников тех качеств мышления, которые необходимы для адаптации к полноценной жизни и успешной деятельности в современном обществе. В то же время необходимо понимать, что формирование и развитие качеств интеллекта учащегося основывается на приобретении им конкретных знаний и умений в области информатики, на познании окружающего мира методами и средствами информатики: формализацией и моделированием информационных процессов, алгоритмизацией и проведением компьютерного эксперимента.
Формирование целостного курса информатики на основе интеграции содержания обучения вокруг такого системообразующего понятия, как «информационные процессы», наполнение учебного материала гуманитарной составляющей, адекватное отражение в школьном курсе современного состояния фундаментальной науки информатики - все это создает условия для фундаментализации обучения информатике.
Следует подчеркнуть, что под фундаментализацией обучения информатике понимается не изучение в школе основ фундаментальной науки информатики, а выделение ее фундаментальных основ и их дидактическую переработку для образования школьников с помощью информатики, для овладения школьниками социального опыта человечества, тождественного человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Кроме того фундаментальная подготовка учащихся общеобразовательной школы в области информатики должна учитывать процессы гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения, быть основана на использовании личностно-ориентированных технологий обучения.
Именно эти идеи были положены авторами настоящей статьи в основу концепции содержания учебника «Информатика и ИКТ» для 9-го класса общеобразовательной школы, выпущенного в этом году издательством «Дрофа». Учебник допущен Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников. Сформированное в этих учебниках фундаментальное инвариантное ядро содержания обучения информатике позволит за минимальное количество учебного времени достичь учащимися основной школы необходимого уровня образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, зафиксированного в государственном стандарте[23].
Обучение информатике и информационно-коммуникационным технологиям в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
– освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации и информационных процессах, объектах и системах, моделях и моделировании, алгоритмах и информационных технологиях, формализации и компьютерном эксперименте, информационных ресурсах и информационной безопасности;
– овладение умениями работать с различными видами информации с помощью средств информационных и коммуникационных технологий, планировать и организовывать собственную информационную деятельность, планировать и оценивать достигнутые результаты, применять средства информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни;
– развитие логико-алгоритмического и системно-комбинаторного мышления, устойчивого интереса к изучению информатики, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных способностей, эстетических представлений и дизайнерских способностей, общеучебных и общекультурных умений работы с информацией, способностей личности школьника к саморазвитию и самообразованию;
– воспитание ответственного отношения к информации и компьютерной технике с учетом правовых и этических аспектов, критического отношения к получаемой информации, положительного эмоционального отношения к практической деятельности, объективного отношения к результатам своей деятельности, потребности работать в коллективе, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования[21].
В таблице 1.1 представлено тематическое планирование по информатике для 9-х классов. На некоторые уроки из календарного планирования мною были разработаны план-конспекты.
Таблица 1.1 Календарно-тематический план (9 класс)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
Введение(1 час) |
|||
1 |
Техника безопасности и организация рабочего места |
1ч |
|
Алгоритмизация и программирование (28 часов). |
|||
2 |
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов, способы представления алгоритмов |
1 |
|
3 |
Понятие исполнителя, система команд исполнителя |
1 |
|
4 |
Типы алгоритмов |
2 |
|
5-6 |
Этапы решения задач |
1 |
|
7 |
Метод пошаговой детализации |
1 |
|
8 |
Язык программирования, программа и ее структура |
1 |
|
9 |
Типы данных, понятие переменной выражения |
1 |
|
10 |
Присваивание, числовые функции |
1 |
|
11 |
Ввод и вывод данных |
1 |
|
12 |
Программирование линейных алгоритмов |
1 |
|
13 |
Работа с файлами |
1 |
|
14-15 |
Программирование разветвляющихся алгоритмов |
2 |
|
16 |
Операторы условного перехода |
1 |
|
17 |
Оператор безусловного перехода |
1 |
|
18 |
Программирование циклических алгоритмов |
1 |
|
19 |
Полугодовая контрольная работа (тест) |
1 |
|
20 |
Цикл с параметром |
1 |
|
21 |
Цикл ПОКА |
1 |
|
22 |
Циклы ДО |
1 |
|
23 |
Массивы |
1 |
|
24 |
Операции над символьными данными. |
1 |
|
25 |
Программирование графических объектов |
1 |
|
26 |
Графические процедуры и функции |
1 |
|
27-29 |
Проектная деятельность |
3 |
|
Информационное моделирование (4 часа) |
|||
30 |
Моделирование. Понятие модели. Типы моделей. Способы моделирования. |
1 |
|
31 |
Создание моделей. |
1 |
|
32 |
Самостоятельная работа. |
1 |
|
33 |
Проектная деятельность. Создание проектов-моделей. |
1 |
|
34 |
Итоговое тестирование |
1 |
- Введение
- 1. Теоритические основы методов диалогового обучения
- 1.1 Диалоговое обучение
- 1.2 Диалоговое обучение
- 1.3 Правила организации диалогового обучения на уроках
- 2. Разработка уроков по информатике с использованием методов диалогового обучения
- 2.1 Календарное планирование по информатике для 9 класса
- 2.2 Методика создания и применения диалогового обучения на уроках по информатике