logo
Методы диалогового обучения на уроке информатики

2.1 Календарное планирование по информатике для 9 класса

Основная цель обучения информатике в 9 классе.

Современный школьный курс информатики необходимо рассматривать как общеобразовательный предмет, в содержании которого присутствует значительная фундаментальная научная составляющая, ориентированный не только на изучение основ науки информатики, как таковой, но и на образование школьника с помощью информатики. В связи с этим приоритетным направлением является развитие личности учащегося, создание фундамента его информационной культуры, формирование и развитие у школьников тех качеств мышления, которые необходимы для адаптации к полноценной жизни и успешной деятельности в современном обществе. В то же время необходимо понимать, что формирование и развитие качеств интеллекта учащегося основывается на приобретении им конкретных знаний и умений в области информатики, на познании окружающего мира методами и средствами информатики: формализацией и моделированием информационных процессов, алгоритмизацией и проведением компьютерного эксперимента.

Формирование целостного курса информатики на основе интеграции содержания обучения вокруг такого системообразующего понятия, как «информационные процессы», наполнение учебного материала гуманитарной составляющей, адекватное отражение в школьном курсе современного состояния фундаментальной науки информатики - все это создает условия для фундаментализации обучения информатике.

Следует подчеркнуть, что под фундаментализацией обучения информатике понимается не изучение в школе основ фундаментальной науки информатики, а выделение ее фундаментальных основ и их дидактическую переработку для образования школьников с помощью информатики, для овладения школьниками социального опыта человечества, тождественного человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Кроме того фундаментальная подготовка учащихся общеобразовательной школы в области информатики должна учитывать процессы гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения, быть основана на использовании личностно-ориентированных технологий обучения.

Именно эти идеи были положены авторами настоящей статьи в основу концепции содержания учебника «Информатика и ИКТ» для 9-го класса общеобразовательной школы, выпущенного в этом году издательством «Дрофа». Учебник допущен Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников. Сформированное в этих учебниках фундаментальное инвариантное ядро содержания обучения информатике позволит за минимальное количество учебного времени достичь учащимися основной школы необходимого уровня образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, зафиксированного в государственном стандарте[23].

Обучение информатике и информационно-коммуникационным технологиям в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

– освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации и информационных процессах, объектах и системах, моделях и моделировании, алгоритмах и информационных технологиях, формализации и компьютерном эксперименте, информационных ресурсах и информационной безопасности;

– овладение умениями работать с различными видами информации с помощью средств информационных и коммуникационных технологий, планировать и организовывать собственную информационную деятельность, планировать и оценивать достигнутые результаты, применять средства информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни;

– развитие логико-алгоритмического и системно-комбинаторного мышления, устойчивого интереса к изучению информатики, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных способностей, эстетических представлений и дизайнерских способностей, общеучебных и общекультурных умений работы с информацией, способностей личности школьника к саморазвитию и самообразованию;

– воспитание ответственного отношения к информации и компьютерной технике с учетом правовых и этических аспектов, критического отношения к получаемой информации, положительного эмоционального отношения к практической деятельности, объективного отношения к результатам своей деятельности, потребности работать в коллективе, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования[21].

В таблице 1.1 представлено тематическое планирование по информатике для 9-х классов. На некоторые уроки из календарного планирования мною были разработаны план-конспекты.

Таблица 1.1 Календарно-тематический план (9 класс)

Тема

Кол-во часов

Введение(1 час)

1

Техника безопасности и организация рабочего места

Алгоритмизация и программирование (28 часов).

2

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов, способы представления алгоритмов

1

3

Понятие исполнителя, система команд исполнителя

1

4

Типы алгоритмов

2

5-6

Этапы решения задач

1

7

Метод пошаговой детализации

1

8

Язык программирования, программа и ее структура

1

9

Типы данных, понятие переменной выражения

1

10

Присваивание, числовые функции

1

11

Ввод и вывод данных

1

12

Программирование линейных алгоритмов

1

13

Работа с файлами

1

14-15

Программирование разветвляющихся алгоритмов

2

16

Операторы условного перехода

1

17

Оператор безусловного перехода

1

18

Программирование циклических алгоритмов

1

19

Полугодовая контрольная работа (тест)

1

20

Цикл с параметром

1

21

Цикл ПОКА

1

22

Циклы ДО

1

23

Массивы

1

24

Операции над символьными данными.

1

25

Программирование графических объектов

1

26

Графические процедуры и функции

1

27-29

Проектная деятельность

3

Информационное моделирование (4 часа)

30

Моделирование. Понятие модели. Типы моделей. Способы моделирования.

1

31

Создание моделей.

1

32

Самостоятельная работа.

1

33

Проектная деятельность. Создание проектов-моделей.

1

34

Итоговое тестирование

1

Yandex.RTB R-A-252273-3