logo
Методы диалогового обучения на уроке информатики

1.1 Диалоговое обучение

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой - исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью [2].

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) -- предполагающий взаимодействие. Интерактивное обучение представляет собой способ познания, который осуществляется в результате совместной деятельности учащихся. Интерактивная модель обучения предполагает более широкое взаимодействие учащихся, она нацелена на доминирование активности учащихся в учебном процессе. В результате интерактивного обучения в процесс познания оказываются вовлечёнными практически все учащиеся, происходит рефлексия по поводу знаний и умений учащихся, каждый вносит особый индивидуальный вклад в общую деятельность, происходит обмен способами деятельности, а также знаниями и идеями. Важным условием организации интерактивного обучения является создание атмосферы взаимной поддержки и дружелюбия. Это позволяет учащимся легче усваивать новые знания. Кроме того, развивается сама познавательная деятельность, происходит переход на более высокие формы сотрудничества и кооперации.

Большинство ученых склоняются к пониманию интерактивного обучения, как процесса активного взаимодействия учеников, процесса взаимообучения (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве). Преподаватель и ученик являются равноправными, равнозначными субъектами учения. Такой тип обучения способствует переосмыслению знаний как главного показателя образованности человека --они превращаются в средство развития личности учеников. Возрастает роль умений добывать и обобщать информацию из различных источников[3].

Таким образом, интерактивное обучение выступает как особая форма организации учебного процесса, при которой происходит постоянное, активное взаимодействие всех его участников. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование профессиональных ситуаций, использование дидактических игр, создание проблемных конкретных ситуаций, решения дискуссионных вопросов, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и т. п.

Интерактивное обучение предполагает отличную от обычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через использование. Опыт и знания учеников становятся источником их взаимообучения. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже известного материала, сколько на изучение нового. Во время интерактивного обучения ученики учатся общению, конструктивно мыслить, принимать продуманные решения. Интерактивное обучение ставит целью создание комфортных, приближенных к профессиональной деятельности, условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность и которые обеспечат активное взаимодействие учеников между собой. Оно исключает доминирование одного участника учебного процесса над другими, одной мысли над другой. Особая ценность применения интерактивного обучения в том, что учащиеся учатся эффективно работать в коллективе. Участники интерактивного обучения способны вести обсуждение, делиться достижениями, сотрудничать, а также самостоятельно разрабатывать учебные материалы. Интерактивное обучение поощряет учеников решать сложные актуальные проблемы. Когда ученики имеют возможность контролировать собственный процесс обучения, его значение возрастает. Возможность делать выбор и сотрудничать с другими усиливают их мотивацию. Результатом взаимодействия во время такого обучения становится не только усвоение знаний, но и изменения собственного состояния, степень продвижения в овладении предметных умений и навыков по отношению к предыдущим достижениям. Когда учащиеся учатся, взаимодействуя между собой, они чувствуют эмоциональную и интеллектуальную поддержку, которая позволяет выйти за пределы их нынешнего уровня образованности [4].

В педагогической литературе в исследованиях А. Пометун, Л. Пироженко, О. Пехоты, С. Сысоевой, Г. Селевко, и др. обоснованы теоретические и методические основы организации интерактивного обучения, проанализированы типы и формы интерактивного обучения по уровню активности, уровню привлечения к продуктивной деятельности, дидактической цели, способам организации и т. д.

Теоретической основой внедрения интерактивных методов обучения является системный личностно ориентированный и деятельностный подходы к построению дидактического процесса (Ю. Бабанский, М. Поташник). Методологическую основу составляют разработки современных украинских и зарубежных педагогов в области методов и технологий обучения (А. Гин, В. Гузеев, И. Дичковская, А. Пометун, Л. Пироженко и др.). Внедрение интерактивных методов дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, то есть сделать учащегося соавтором лекции, семинарского или практического занятия. В групповой работе возникает элемент соревнования и взаимодействия, ответственности учащихся за работу в аудитории, за свои знания по предмету [5].

При условии умелого внедрения интерактивные технологии обучения позволяют привлечь к работе всех учащихся, способствуют выработке социально важных навыков работы в коллективе, умений и навыков культуры дискуссии, принятия совместных решений; улучшат умение общаться, презентовать результаты работы. Преимуществами интерактивных методов является то, что они позволяют: изучить проблему в условиях значительного сокращения времени; сформировать у учащихся умение ориентироваться в нестандартных ситуациях; выявлять, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и решать конкретные профессиональные ситуации, развивать навыки работы групповым методом при подготовке и принятий решений, устанавливать взаимопонимание между собой.

При проведении занятий на основе интерактивных методов обучения могут возникать проблемы: отсутствие у учащихся собственного мнения; опасения высказывать свое мнение открыто при всех; не умение слушать других, объективно оценивать их мнению, решения; не готовность в процессе обсуждения менять свое мнение, идти на компромисс. Это требует дополнительной подготовки преподавателя, которая связана с необходимостью постоянно поощрять неактивных учащихся к работе, создавать ситуации успеха и атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, контролировать процесс достижения поставленных целей, а в случае неудачи пересматривать стратегии и тактики работы, выявлять и исправлять недостатки [6].

Нередко возникают трудности и в малых группах: лидеры пытаются «тянуть» группу на себя, а более слабые ученики занимают пассивную позицию. Интерактивные технологии имеют большой потенциал по обеспечению познавательной активности, саморазвития и самореализации учащихся и повышение качества их профессиональной подготовки в целом. Интерактивные методы прошли многолетнюю апробацию в учебных заведениях многих стран мира, некоторые из них широко применяются и в отечественной педагогике. Их целесообразно использовать как при проведении лекционных так и семинарских или практических занятий.

Так, при групповом исследовании учащиеся разбиваются на группы, выбирают тему для исследования, самостоятельно выбирают содержание, формы, роли, проводят сбор информации, анализируют ее, дают оценку полученным данным, делают выводы и представят решения. Над проектами ученики могут работать в течение нескольких месяцев. Следовательно, они имеют достаточно времени не только для сбора и анализа информации, генерирования творческих идей презентации темы, но и на усвоение на практике правил групповой деятельности: участвовать во всем, что происходит; ответственность за собственное обучение; разделение ответственности, лидерство; выражать собственное мнение, делиться знаниями и опытом; быть активным, деятельным; опробовать предложенные идеи, технологии; доверять, внимательно слушать других, пытаться понять их позицию, чувства; поддерживать, помогать друг другу; рисковать; получать удовольствие [7].

Защита групповых проектов происходит по всем правилам презентации с учетом различных стилей восприятия аудитории.

Цель метода «Лестница» в определение значимости учебных задач, ценностных ориентаций, выяснения приоритетов деятельности, профессии. По инструкции учащимся предлагается разместить на условных «ступеньках» тематические понятия, например: «Обучение», «Образование», «Знание», «Развитие» в определенной иерархии и с последующим обоснованием последовательности их расположения. «Лестница» может быть как индивидуальной, так и общей для всей группы. Списки понятий могут быть предложены как преподавателем, так и самими учащимися [8].

Метод баллинтовских групп используется преимущественно в подготовке преподавателей. Сначала баллинтовские группы представляли собой временные объединения врачей или психологов, в которых под руководством ведущего специалиста можно было обсудить случаи из собственной практики, поделиться своими ощущениями, получить поддержку коллег, рассказать о наработках и личном опыте преодоления сложных профессиональных ситуаций. Автор идеи создания баллинтовских групп, венгерский психоаналитик прошлого века Микаэл Баллинт получил мировую известность, благодаря разработке этого метода. Метод баллинтовських групп: профилактика профессионального выгорания; позволяет обобщить, систематизировать и проанализировать свой опыт; дает возможность расширить арсенал профессиональных умений и навыков; способствует созданию атмосферы доверия, улучшает психологический климат в коллективе; способствует формированию эмоциональной заинтересованности в работе. Работа балинтовской группы проходит в несколько этапов. Сначала один из участников, готовый поделиться своей проблемой, предлагает ее к обсуждению: воссоздает эту ситуацию и объявляет результат, которого он хотел, но не смог достичь. На втором этапе формируется «круг обсуждения», на котором задаются уточняющие вопросы. Затем ситуация обыгрывается, обсуждается и анализируется. Еще на этапе формулировки ситуации важно правильно расставить акценты -- не зацикливаться на банальном «что нужно делать?» И не тратить время на рефлексию. Основное внимание группы должно быть направлено на обсуждение вопроса, например, «почему не сложились конструктивные отношения? » И «как оптимально действовать в аналогичной ситуации? ». Подобные обращения к коллективному разуму позволяют услышать разные точки зрения и более глубоко осмыслить ситуацию. Кроме того, большое значение имеет психологическая поддержка группы. Ведь ситуация неуспеха, который выносится на обсуждение, нередко имеет высокую эмоциональную значимость как для самого докладчика, так и для его коллег. Применение метода балинтовских групп позволяет выравнивать общую компетентность преподавателей с различным опытом работы. В итоге обобщенный и зафиксированный опыт становится собственностью каждого, также появляется возможность сознательно закреплять лучший опыт. Открытый групповой разбор «сложных случаев» дает возможность значительно расширить арсенал средств и инструментов, необходимых профессионалу. Оптимальное количество участников балинтовской группы, по мнению экспертов, должно составлять 8--12 человек. Этот метод обучения имеет и недостаток -- проведение «заседаний» требует от ведущего навыков работы с группой. Ведущий и все члены группы должны быть готовы к тому, что могут появиться свои ораторы, скептики и молчуны, которые могут мешать конструктивной работе своим желанием поговорить, поспорить или отсидеться в стороне. Именно поэтому подготовку ведущего желательно организовать с помощью внешних консультантов, которые научат его секретам устранения негативных проявлений и помогут наладить работу группы [9].

Yandex.RTB R-A-252273-3