Авторские школы и авторские методики преподавания

контрольная работа

1. Понятие авторской школы

Понятие "Авторская школа" до сих пор остается размытым и никак не станет штатным термином Официальным статусом, таким, как «гимназия» или «лицей», «авторская школа» не обладает жесткими объективными параметрами, по которым можно было бы точно определить, какая школа является «авторской», а какая не является, не существует. Может, это и хорошо? Может быть, для развития образования важно, чтобы наряду с формальными определениями и утвержденными характеристиками существовало движение школ, основа которых - самоопределение как авторских, субъективная оценка экспертов, а не административная аттестация. Она очень похожа на идею авторской песни, когда люди начинают сочинять стихи для себя и потом петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в больших залах большими певцами.

Так и авторская школа: это школа учителей, которую придумали сами учителя для себя и своих учеников. Авторы школ, как правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире становились такими, они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся: они придумали школу для себя, и этого достаточно. И именно в авторских школах рождаются новые, прогрессивные идеи, которые рано или поздно приходят и в основную школу. Возможно, общеобразовательная школа не всегда принимает эти идеи, но так или иначе она получает стимул для развития. Другое дело, авторские школы не следует пытаться тиражировать. Да и ничего из этой затеи не выйдет. Основа этих школ -- личность. Личность, как известно, не поддается размножению. К этим школам нужно относиться как к эксклюзивным явлениям, вбирать их идеи, анализировать по мере возможности их идеологию и философию. Большинство авторских школ основываются на гуманистических идеях, на идеях нового отношения к ученику. Эту философию нужно пропагандировать, питать подобными мыслями педагогическую среду. Но опять же ни в коем случае нельзя относиться к этим процессам формально. К примеру, постановить: «Со следующего года 30 учителей города будут работать по методике авторской школы Шаталова». Ошибочность подобных подходов стала очевидна, когда в начальной школе появились программы Давыдова, Занкова. Далеко не каждый учитель по духу, по образу мысли «занковец» или «давыдовец». Началось искажение авторской философии. Дети получали вместо личностного развития отрывочные знания, не связанные между собой. Естественно, результата в подобных случаях быть не могло. Дело в том, что многие учителя сугубо механически, без глубокого понимания восприняли какие-то методические принципы Занкова или Давыдова, не чувствуя внутренней логики, глубинной философии автора.

Повторюсь: авторские школы необходимы, однако их нельзя клонировать. Их не может быть много, как не может быть много гениев. В этих учебных заведениях особую роль играет личность. Однако родители, которые собираются направить ребенка именно в эту школу, должны себе четко представлять, что не стоит впоследствии предъявлять школе претензии по поводу недоученности своего чада по математике или химии. У этого учебного заведения нет такой задачи. К единому государственному образовательному стандарту, базисному учебному плану в таких школах относятся формально. Кроме того, перевод ребенка из одной школы в другую тоже потребует дополнительных усилий, нужно будет догонять новых. Авторы школ, как правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире становились такими, они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся: они придумали школу для себя, и этого достаточно. Хотя сама педагогика развивается такими авторскими школами, которые со временем становятся идеалом для других. Колония Макаренко - это авторская школа, школа Сухомлинского - авторская, Дом ребенка Корчака - авторский. Неповторимые школы, которые стали примером для многих. В этом и загадка авторства. Чтобы люди захотели сделать что-то подобное твоему, надо обязательно сделать то, чего до тебя не существовало.

…Все произошло в середине восьмидесятых годов. Начиналось движение клубов творческой педагогики «Эврика», центром всего была матвеевская «Учительская газета». Ведь это было время, когда просто собраться вместе без разрешения начальства означало, чуть ли не вызов власти.

А уж о том, чтобы школы были не едиными, не одинаковыми, - об этом и думать было нельзя. Школы могли быть хорошими или плохими. Но разными они быть не могли ни в коем случае.

А в школьном отделе «Учительской газеты» (это была самая большая комната в редакции) каждый месяц собирались молодые и не очень молодые, но очень радикально настроенные учителя и спорили о том, какой быть школе. Конечно, в основном ругали советскую школу, советскую и единообразную. Ругали за авторитарность учителя, за то, что ребенок не развивается. Было шумно, весело, и голова кружилась оттого, что можно вот так, запросто прийти во всесоюзную газету и не только говорить крамольные вещи, но и писать об этом и даже организовывать большие акции в поддержку образовательных диссидентов.

Тогда с любыми идеями шли к В.Матвееву - главному редактору. Он сказал, что это будет интересно и читателям, и придумал название для клуба - «Эврика». И в газете появились отчеты о собраниях эвриканцев то в газете, то в Доме пионеров на обсуждении идеи дидактического театра, то в подмосковном Пущине на обсуждении идеи «школы будущего».

Начались огромные эвриканские сборы. Так коммунары называли свои встречи - «сборы», и по наследству это перешло и к эвриканцам).

Молодые учителя из Москвы и из других городов стали организовывать свои клубы «Эврика», их было больше пятисот по всему Союзу. Если полистать подшивку тогдашней «Учительской», то можно восстановить хронику этих сборов и этого движения.

И вот в 1987 году, когда уже провели Дни творческих уроков в Москве, и «Уроки-диалоги» в Харькове, и «Урок-панораму» в Куйбышеве, появилась идея собрать творческих директоров школ, конечно, молодых. Тогда казалось, что интересные идеи могут приходить в голову только молодым. …Прошло уже двенадцать лет, а конкурс «Авторская школа «Эврика» проводится и будет проводиться еще сто лет точно по таким же правилам: заочный тур, авторская дискуссия с экспертами и моделирование проектов. Могут возникать любые другие модели экспертизы или оценки образовательных проектов, любые другие конкурсы или соревнования, но конкурс «Авторская школа «Эврика» будет проходить именно так. Почему? Потому что этот конкурс - сам по себе авторская школа, авторский проект. И он прошел путь от идеи к традиции. Это дорогого стоит. Самая большая трагедия российского образования в том, что не успевают укореняться инновации. Они сметаются новыми придумками, не доживая до того, чтобы стать традицией. Наступили годы становления форм, они сменили годы реформ. Плохо ли, хорошо ли, но время реформ завершилось. Что успели, то успели, чего не успели - стоит только сожалеть. Но время, отведенное на образовательные реформы, прошло.

Если сказать по-детски: кто не реформировался, я не виноват.

Теперь надо кропотливо и очень скрупулезно оформлять перемены. Для этого и нужны традиции. Выращивание традиций, трепетное отношение к тому, что сложилось в результате действий многих людей, - именно в этом необратимость перемен. «Авторская школа «Эврика» - это источник и начало современной авторской школы. То место, от которого пошла современная авторская школа, поэтому оно останется таким, каким было создано изначально, как римский Колизей или Кремль. Учителя создают авторские школы для себя и своих учеников и вовсе не претендуют, чтобы все школы в стране становились именно такими. Но идеи наполняют пространство, им становится тесно...

Парадокс авторской школы в том и состоит, что невозможно построить совершенно другую школу внутри практически не меняющейся системы образования. Так не бывает!

Авторство стало для российского образования нормальным и устойчивым. Правда, намерение стать авторской школой - это только намерение, и на самом деле авторских школ не так много. В реальности. Но в головах учителей живет образ своей авторской школы.

Смысл авторской школы: не просто по-другому устроенный учебный план, а другое мировоззрение, другой дух и уклад.

Делись добром ;)