5. Авторские школы: понятие и классификация
Термин «авторская школа» вошел в обиход в конце 80-х гг., автором его является А. Адамский, президент образовательного центра. Он пишет: «Мы придумали „авторскую школу“ как сообщество людей, готовых вместо безликого номера называться своим именем … Тот, кто хочет иметь собственное имя, — будет его иметь … Школа, стремящаяся к имени, — авторская» [11, С.186]. Таким образом, он сформулировал основной признак авторской школы - стремление к собственной неповторимости, желание обладать именем.
В своих исследованиях В.А. Караковский и А. М. Сидоркин дополнили список признаков присущих авторской школе, среди них: наличие собственной оригинальной программы действий; устойчивые положительные результаты; наличие педагога-лидера, директора-автора; сформулированная концепция школы; существенное отличие ее жизнедеятельности от массовой практики (при этом не поясняется, в чем состоит это отличие) [12, С.78; 27, С. 22].
В российской педагогической энциклопедии определение понятия «авторская школа» сужено до уровня экспериментального учебно-воспитательного учреждения, хотя и отмечены важные составляющие школы: лежащая в основании философская и психологическая идея (более точно — «концепция»); наличие имени создателя в названии; включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции.
Поэтому в дальнейшем будем придерживаться определения авторской школы, сформулированного Т.В. Цырлиной, которое на наш взгляд более полно отражает ее сущность. Она пишет, что авторская школа - это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты. [36].
Таким образом, к признакам, совокупность которых отражает сложившуюся в отечественной педагогической литературе трактовку авторской школы, можно отнести: наличие автора, лидера педагогического коллектива; сформулированная автором концепция школы; поисковый характер деятельности, осуществление эксперимента; синтез мировоззренческой концепции и инновационных технологий; творческий характер жизнедеятельности; включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции; устойчивость и стабильность результатов.
Приведенный набор признаков позволяет также выделить те черты, которые отличают авторские школы от просто инновационных или экспериментальных. Это наличие лидера-автора, устойчивость и стабильность результатов, а самое главное — синтез мировоззренческой концепции с инновационными технологиями. В отличие от инновационных и экспериментальных школ, здесь вступает в действие не только пространственно-смысловая, но и личностно-субъектная характеристика.
В западной психолого-педагогической литературе термин «авторская школа» отсутствует. Используются такие понятия, как «эффективная школа», «альтернативная школа», «школа качества», «добродетельная школа», «ключевая школа» и др. Из перечисленных школ наиболее близкой к понятию «авторская школа является «эффективная школа». Среди параметров эффективной школы есть такие, которые напрямую соотносятся с признаками авторской школы. Это, например, наличие директора-лидера, энергичного и обладающего видением будущего, способного подвигнуть педагогов и учащихся на выполнение стоящих перед школой задач, тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов; активное включение родителей и представителей местной общины в процесс улучшения деятельности школы.
Исследование авторских школ разных типов, проведенное Т.В. Цырлиной, позволило ей сделать вывод о том, что география распространения вариантов их становления и развития всегда носит спиралеобразный и дискретный характер, лишенный поступательности. Она также сформулировала критерии, по отношению к которым можно выявить динамику авторских школ внутри тех или иных исторических периодов, среди них следующие: изменение политического режима и социокультурной ситуации в той стране, где зародилась и существует авторская школа; трансформация типов авторских школ; изменение ценностной ориентации и соответственно смена педагогической парадигмы; смена возрастной генерации авторов.
Наиболее благоприятным для развития авторских школ выступает демократический режим, способствующий общему подъему социального творчества, а значит, и педагогическим инновациям и экспериментам. Расцвет авторских школ в начале 20-х гг. и в период «политической оттепели», связанной с деятельностью Н. С. Хрущева, — яркое тому подтверждение. Напротив, тоталитаризм противоречит самой сущности творчества и потому создает гибельную для педагогов-новаторов ситуацию. Более того, установка на унификацию и всеобщее нивелирование делает любое проявление авторства не только невозможным, но порой и опасным, примером служит трагическая судьба вальдорфских школ и их педагогов в Германии в 30-е годы.
Уникальность и специфичность авторской школы как будто в принципе снимает вопрос о классификации. Однако в педагогической литературе предпринимаются попытки типологизировать существующие модели авторских школ, позволяющие абстрагироваться от реальной действительности. Рассмотрим некоторые из них: Например, Т.В. Цырлина предлагает классифицировать авторские школы по таким основаниям как: тип, направленность авторских школ, особенности осуществления авторских идей (Табл. 3, 4, 5).
Таблица 3.
Классификация авторских школ
По форме | По отношению к социуму |
Государственные | Закрытые |
Негосударственные | Открытые |
Светские | «школы без стен» (без своего здания) |
Конфессиональные |
|
Таблица 4
Классификация авторских школ (по целеценностной направленности)
По общей ориентации | По типу доминирующей функции | По доминирующей функции | По приоритетным видам деятельности |
Космополитические | авторитарные | образовательные | Познание |
национально-демократические | демократические | воспитательные | Действие |
личностно-ориентированные |
| социально-реабилитационные | Клубная |
|
|
| здоровья и физического совершенствования |
|
|
| смешанного типа |
Таблица 5.
Классификация авторских школ (по особенностям осуществления)
По степени новизны | По уровню распространения | По масштабу реального воплощения |
адаптационные | Единичные | авторская концепция |
комбинаторные | Локальные | авторский проект |
радикальные | Национальные | школа как единичное явление |
| Универсальные | школа-модель |
|
| школа-направление |
|
| школа как основание новой парадигмы |
Как видим, данная классификация затрагивает лишь организационные аспекты деятельности авторских школ, не рассматривая содержательные аспекты, а также глубину психолого-педагогичской проработанности инновационного процесса в них.
Этот недостаток снимается в классификации О.С. Гребенюка и Т.Б. Гребенюк, сделанной в зависимости от глубины проработанности инновационного процесса в авторских школах (Табл. 6).
Таблица 6.
Типология авторских школ (О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк)
№ п\п | Тип авторской школы | Характеристика | Распространение в практике |
1. | Академические | Инновационный процесс прошел путь «от идеи до внедрения», достиг стабильности, получил широкое распространение в массовой практике. | - проблемное обучение М.И.Махмутова; -укрупнение дидактических единиц П.М.Эрдниева; - гуманно-личностное обучение Ш.А.Амонашвили; - система развивающего обучения Л.В.Занкова; - Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. |
2. | Творчески-созидательные | Инновационный процесс достаточно проработан, новые идеи нашли отклик у педагогической общественности, но сам процесс их применения в школе еще не стал традиционным. | - обучение на основе опорных конспектов В.Ф.Шаталова; - преподавание литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина; -перспективно-опережающее обучение С.Н.Лысенковой; -индивидуализация обучения И.Унт, А.С.Границкая, А.А.Кирсанов и др.; - коллективный способ обучения А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко и др. - концентрированное обучение (Г.И.Ибрагимов, А.А.Остапенко и др.) |
3. | Эмпирические | Инновационный процесс не завершен, теоретически достаточно не осмыслен, находится в стадии новых идей или экспериментирования. | - вероятностное образование А.М.Лобок; - коммуникативное обучение иноязычной культуре Е.И.Пассов. |
Положительным в этой классификации является и то, что авторы рассматривают особенности каждой из выше перечисленных школ в соответствии с инвариантной структурой инновационного процесса: идея – процесс – результат. Однако вызывает сомнение выделение академического типа авторских школ, на наш взгляд здесь произошла подмена понятий «авторская школа» и «научная школа».
Приведем еще одну классификацию, предложенную А.В. Хуторским на основе доминирующей целевой ориентации (Табл. 7).
Таблица 7
Типология инновационных систем обучения в авторских школах
№ п\п | Типология систем обучения | Основные идеи | Авторские школы |
1. | Личностно-ориентированные | Внимание учителя к личности ученика, образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями учебных курсов, которые выступают средством развития личности. | - «Школа жизни» Ш.А.Амонашвили; - человекообразующая методика Е.Н.Ильина; - система поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.И.Палтышева. |
2. | Природосообразные | Первичность внутренней сущности ребенка в обучении. | - школа «Эврика-развитие» г. Томск; - школа свободного развития А.В. Хуторского. |
3. | Культуросообразные | Образование Человека Культуры. Цель учебного предмета – обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре, либо к их взаимодействию. | - система обучения М.П.Щетинена; - система концентрированного обучения Г.И.Ибрагимов, А.А.Остапенко; - ноосферная школа-лицей Калужская обл..
|
4 | Креативные | Задача - отыскание и решение научных проблем изучаемых предметов. Творческая деятельность учащихся расширяется с предметной области на весь общеобразовательный процесс, включая и его организацию: постановку целей, конструирование содержания и пр. | - вероятностное образование А.М.Лобок, И.В.Христосенко; - проблемное обучение М.И.Махмутов и др.; - система креативного образования и самообразования на основе принципов эвристического обучения В.И.Андреев, Ю.К.Кулюткин, А.В.Хуторской и др.; - технология развития изобретательской культуры Г.С.Альтшуллер и др. |
5. | Оргдеятельностные | Задача – формирование у учащихся навыков мыслительной коммуникации, мыследействия и рефлексии в ходе развертывания образовательной практики по предмету. | - методологически ориентированные системы обучения Меташкола Ю.В.Громыко и пр.; - системы развивающего обучения В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.; - коллективный способ обучения В.К.Дьяченко др. |
6. | Интенсивные | Ориентация на ин интенсификацию, ускорение и опережение образовательных процессов. Ученики усваивают в единицу времени больше инфомации, опережают государственно образовательные стандарты и типовые программы. | - опережающее обучение С.Н.Лысенковой; - поэтапное управление познавательной деятельностью с опорой на ассоциации В.Ф.Шаталова. |
7. | Ремесленные | Характеризуется опорой на знания и опыт учителя. Творческая продукция учеников в основном учительских образцов и их различных сочетаний. | - И.П.Волков; - система работы учителей-репетиторов. |
Данная классификация также имеет относительный характер. Хотя типы различаются в смысловой ориентации, многие из них имеют общие методологические и технологические подходы.
Несмотря на недостатки, приведенные выше классификации авторских школ будут полезны для углубления и систематизации знаний, на основе которых впоследствии возможно построить необходимую и достаточную для сегодняшнего уровня развития общества модель школы и модель человеческих взаимоотношений.
Авторская школа д.п.н., профессора Васильевой Е.Е. и д.п.н. Васильева В.Ю. применяет уникальные методики мирового уровня, направленные на гармоничное развитие логического мышления, воображения и зрительной памяти. Создана в 1999 году. В основе методики лежит технология развития эффективного мышления на основе интеллект – карт, технология “Russian Mind Mars”.
Сама идея использования схем и рисунков для лучшего изложения знаний не нова – ее применяли и применяют при обучении испокон веков. Но изучать и развивать ее как особый способ мышления начали с 60-х гг. прошлого века. Базовые правила для способа представления и связывания мыслей разработал профессор Джозеф Новак из Корнуэльского университета. Методику создания новых идей использовал англичанин Тони Бьюзен, который назвал свой метод "Mind Maps" (теория интеллект-карт) и использовал его для создания ряда компьютерных программ (1974). Интеллект – карты ("Умственные карты", "Карты ума", "Карты памяти" или Mind Maps), по мнениию Тони и Барри Бьюзен - это «записи, порождаемые творческим мышлением ... и в буквальном смысле представляют собой удобочитаемый план ваших мыслей, планомерно развертывающийся по мере того, как эти самые мысли возникают у вас в голове. Это очень похоже на план городской застройки, где центр – это самая важная ваша идея, главные дороги, ведущие от центра, - наиболее существенные мысли, возникающие у вас в процессе мышления, второстепенные дороги или ответвления – менее значимые мысли и так далее. Если в плане специальными значками отмечают городские достопримечательности, то вы на вашей карте подобными способами можете указывать на особенно интересные идеи».
В России в это же время Г.П.Мельников и П.Г.Кузнецов работали над похожей идеей, получившей свое выражение в теоретических работах по системологии. Методы системного мышления стали широко использоваться Г.П.Щедриковским и его последователями в организационно - деятельностных играх.
Технология “Russian Mind Mars”базируется на авторской системе трехуровневого мышления (логика – воображение – символ), а также последних достижениях мировой и отечественной науки. Она базируется на следующих основаниях: методе "Mind Maps" Тони Бьюзена; авторских способах развития мышления и запоминания текстов и учебников; мнемонике, логике, ТРИЗе (Теории Решения Изобретательских Задач); НЛП (нейролингвистическом программировании).
Ее целевая направленность: формирование навыка эффективного мышления, позволяющего быстро обрабатывать информацию (группировать, классифицировать, анализировать, структурировать) и на этой базе правильно организовать свою деятельность, расставлять приоритеты, принимать решения и планировать; формирование навыка творческого мышления (генерировать новые идеи и на базе обработанной информации делать новые открытия); формирование навыка запоминания книг, учебников и больших объемов текстовой и точной информации; формирование навыка скоростного конспектирования с глубоким пониманием информации.
Технология “Russian Mind Mars” включает в себя 8 видов интеллект – карт, которые применяются в разных областях деятельности: обучении, профессиональной деятельности (бизнес - консультировании), повседневной жизни, процессе саморазвития (психологическом консультировании).
1) "Карта памяти" представляет собой интеллект - карту, содержащую систему иерархии ключевых слов и систему символизации, являющуюся отображением процесса мышления (или его части): "мозговой штурм" - группировка - классификация - анализ - расстановка приоритетов - линейная последовательность. "Карта памяти" применяется для развития творческих способностей; генерирования новых идей; написания выступлений, сочинений; планирования дел, мероприятий и времени; сбора и систематизации информации.
2) "Карта текста" позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, является основополагающим методом обработки и запоминания больших объемов текстовой информации. Она содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. "Карта текста" мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста и перестроить ее в строгой логической последовательности, запомнить текст со 100% точностью и вспомнить его в нужный момент по зрительному ключу.
3) "Карта правила" ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. Она содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. "Карта правила" отображает процесс мышления: группировка - классификация - поэтапное представление - символизация - примеры применения - применение на практике.
4) "Карта учебника" позволяет понять и на 100% запомнить весь учебник или книгу. "Карта учебника" составляется поэтапно и включает в себя другие виды интеллект - карт, содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
5) "Мнемоническая карта" применяется для 100% запоминания большого объема точной информации, т.е. различных списков, таблиц, сложных текстов и стихов, например, списка неправильных глаголов английского языка, таблицы Менделеева, списка исторических дат и т.п. "Мнемоническая карта" строится на основе "универсальной техники запоминания точной информации", содержит систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
6) "Конспект - карта" в 5 раз ускоряет процесс записи выступлений, лекций и их качественное усвоение. "Конспект - карта" содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему символизации. Она развивает аналитическое мышление, позволяет глубже понять и увидеть структуру выступления или лекции, а затем перестроить ее в строгой логической последовательности, внести нужные изменения и дополнения.
7) "Вопрос - карта" ускоряет процесс формирования навыков, опираясь на алгоритмы мышления (деятельностный подход), например, навык выражения мысли на английском языке, навык применения правил русского языка и пр. "Вопрос - карта" применяется при проведении интервью или других мероприятий, где важны не сами вопросы, а их последовательность. Она улучшает процесс коммуникации и позволяет принять взвешенные решения. "Вопрос - карта" отображает процесс мышления: "мозговой штурм" - группировка - классификация - анализ - расстановка приоритетов - линейная последовательность.
8) "Карта мышления" применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, для стратегического планирования развития личности или организации, используется в психологическом и бизнес консультировании. "Карта мышления" представляет собой систему из нескольких интеллект - карт. Она отображает процесс мышления: категория - "мозговой штурм" - анализ - расстановка приоритетов - линейная последовательность - представление - категория - "мозговой штурм" - анализ - расстановка приоритетов - линейная последовательность. "Карта мышления" позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать свою деятельность.
- Глава XIV Инновационные процессы в образовании. Авторские школы.
- 6. Инновационные процессы в образовании: исторический
- 1. Постановка вопроса
- 2. Сущность понятия «инновационный процесс» в образовании
- 3. Классификации инноваций
- 4. Критерии оценки педагогических инноваций
- 5. Авторские школы: понятие и классификация
- Опорный конспект теоретической части главы XIV Инновационный процесс
- 6. Инновационные процессы в образовании: исторический анализ
- 7. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом
- 8. Вопросы и задания для размышления и самоконтроля
- 9. Задания для самостоятельной работы
- 10. Рефлексивный анализ
- 11. Литература