2. Пример современной информационно-образовательной среды.
Чтобы реально представить себе, что такое ИОС, можно рассмотреть виртуальное представительство (ВП) учебного заведения [6].
ВП представляет взаимосвязанный набор сервисных служб (программных модулей), который обеспечивает возможность подготовки и проведения учебного процесса и реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей, главными из которых при подготовке и реализации учебного процесса преподаватель и студент. Состав и содержание информационных ресурсов определяется самим учебным заведением, а набор сервисных служб – типовым программным обеспечением «Виртуальный университет». Администрирование ВП ведет базовое учебное заведение, реализуя свою методику обучения. Таким образом, ВП – это программный комплекс, предоставляющий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс в данном отдельном учебном заведении.
Основные структурные блоки ВП, относящиеся к учебному процессу, включают в себя электронную библиотеку; электронный деканат; электронную кафедру.Содержательное описание блоков Электронная библиотека и Электронный деканат приведены в монографии[7].Вопрос об идеологии построения электронной кафедры находится в стадии становления, хотя определенный задел в этом направлении уже существует[8].
В ИОС должны измениться и условия функционирования виртуальной (распределенной, экстерриториальной) кафедры, отличные от традиционных. Для того, чтобы выявить эти условия, необходимо, на наш взгляд, провести:
Анализ организационной, методической и научной деятельности отечественных университетских кафедр и их зарубежных аналогов;
Анализ типа, содержания и характеристик информации, обеспечивающей функционирование кафедры как эргатической системы;
Разработку концепции распределенной (виртуальной) кафедры на базе ИКТ при реализации учебно-методической, научной, организационной и иных инновационных функций;
Разработку структуры и принципов функционирования распределенной (виртуальной) кафедры на базе ИКТ;
Разработку концепции кафедры в Интернет в форме сайта;
159
. Разработку и реализацию типовой структуры сайта кафедры как интерактивной информационной системы для обеспечения научной, методической и научно- исследовательской деятельности;
В результате решения этих задач возможно получить:
. Концепцию распределенной (виртуальной) кафедры в составе
университетского образовательного комплекса; . Типовую структуру сайта кафедры; . Методические рекомендации по организации учебной, научной и
методической работы распределенной (виртуальной) кафедры.
Как показали предварительные исследования проведенные в МЭСИ, распределенная кафедра может осуществлять свою деятельность в субъектах Российской Федерации, а также за рубежом. При этом организует обучение студентов, аспирантов, докторантов и слушателей Университета. реализуемым в программах всех уровней образования, по всем формам и технологиям обучения.
Предполагается, что кафедра будет осуществлять следующие виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы: . лекции, в том числе в поточной аудитории; . лекции в сетевых классах; . лекции в режиме теле (видео) конференций; . лекции-презентации;
. практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах, занятия в учебно-тренировочных классах и фирмах; . организацию самостоятельной (индивидуальной) работы студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, в том числе выполнение курсового и дипломного проектирования, работу с базами данных и учебно-методической литературой, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных проектов, формирование словарей терминов; . организацию конференций учебной группы с использованием электронной почты и телекоммуникаций, неформального общения обучаемых в ходе освоения тем курса (ЧАТ) с использованием электронной почты и телекоммуникаций; . консультации: индивидуальные и групповые (тьюториалы); . контрольные мероприятия - проведение экзаменов и зачетов в очной форме, форме в режиме OFF-LINE, ON-LINE, в режиме теле(видео)конференций; . организацию и руководство подготовкой курсовых и дипломных работ (проектов), проведение коллоквиумов;
160
. участие в организации итоговой государственной аттестации
выпускников; . участие в организации практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами. Кафедра осуществляет разработку учебных курсов. По каждому предполагаемому курсу готовится рабочая программа и иные документы, регламентирующие проведение занятий по данному курсу (вопросы текущей аттестации, тематика курсовых работ, списки основной и дополнительной литературы, адреса в ЫегшЛ).
Кафедра предположительно будет осуществлять подготовку учебно-методического обеспечения образовательной деятельности, которое включает в себя: учебники;
. учебные пособия;
. авторские курсы лекций;
. сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений
(са8е-8шс1у); . сборники тестов; . лабораторные и иные практикумы; . интегрированные пособия для занятий в учебно-тренировочных
классах; . руководство по изучению курса (йиёу-ешёе); . компьютерные программы; . другие материалы для организации самостоятельной работы.
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности может располагаться на различных носителях информации (книжная продукция, СБ-КОМ, дискеты, видеокассеты, аудиокассеты) для использования в различных технологических средах (обучение гасе-1о-гасе, сетевое обучение, мультимедийное обучение).
Распределенная кафедра должна участвовать в научно-исследовательской работе по направлениям:
. научно-методическое обоснование направлений
совершенствования и развития содержания учебных курсов; . научно-методическое обоснование направлений
совершенствования и развития содержания учебно-методического
обеспечения образовательной деятельности; . -научно-методическое обоснование направлений
совершенствования форм и видов обучения, образовательных
технологий; . мониторинг образовательной и методической деятельности
конкурентов в Российской Федерации и за рубежом;
161
. организация исследований по актуальным научным проблемам в
рамках научно-педагогической школы (школ); . организация научно-исследовательской работы преподавателей,
аспирантов, докторантов и студентов; . организация научно-консалтинговой деятельности; . подготовка научных публикаций (на бумажных носителях и в
Internet) по результатам научных исследований.
Распределенная кафедра в составе университета предположительно образуется из числа лиц, осуществляющих научно-педагогическую деятельность по родственным учебным курсам в отношении студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, обучающихся в субъектах Российской Федерации и за рубежом. Наряду с профессорско-преподавательским составом в состав кафедры включаются аспиранты, докторанты, студенты-стажеры, методисты, технологи, лаборанты.
В составе кафедры могут быть образованы лаборатории, научно-исследовательские группы и другие подразделения. Эти подразделения могут быть экстерриториальными.
Региональными преподавателями являются педагогические работники -профессора-консультанты, доценты-консультанты, старшие преподаватели-консультанты, преподаватели-консультанты, ведущие учебный процесс со студентами, аспирантами, докторантами, слушателями университета по одной или нескольким смежным дисциплинам (лекции, практические и семинарские занятия, консультации, текущая аттестация и др.) в территориально удаленных учебных центрах университета.
Кафедра должна осуществлять стратегическое и оперативное планирование своей деятельности и осуществляет свои функции во взаимодействии со структурными и функциональными подразделениями университета. Кроме того, кафедра осуществляет свою образовательную, научную и иную деятельность в единой информационно-технологической среде университета, что позволяет обеспечивать оперативное взаимодействие с другими кафедрами, структурными и функциональными подразделениями университета, сторонними организациями, региональными центрами, студентами, аспирантами, слушателями, обучающимися на удалении, а также доступ мировое образовательное пространство. При этом документооборот кафедры включается в единую технологическую схему делопроизводства университета с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Кафедра совместно с ее отделениями организует и ведет собственную страницу на сервере университета, где размещаются материалы о составе кафедры, включая региональных преподавателей, о ее достижениях в образовательной и научно-исследовательской деятельности, о подготовке аспирантов и докторантов, о публикациях
162
преподавателей, а также о работе кафедры, в том числе решения заседаний кафедры.
Все перечисленные выше элементы Э-кафедра, Э-деканат и др. совместно со студентами и преподавателями образуют информационно-образовательную среду.
Выводы
1. Информационно – образовательная среда (ИОС) - это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово -экономическая, материально - техническая, нормативно – правовая и маркетинговая, менеджмента.
2.Виртуальное представительство учебного заведения, как программное обеспечение, обеспечивает реализацию учебного процесса в Интернет, главным элементом, реализующим учебно – воспитательный процесс в вузе, имеющим виртуальное представительство в Интернет, является виртуальная кафедра.
3. Понятие ИОС в нашем понимании идентично понятию система и, с нашей точки зрения, его использование в сфере образования можно допустить в метафорическом аспекте.
- Статистики и информатики
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение 9
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах……………………………………………………………………...124
- Глава 3 Качество образования 194
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Андрагогика
- Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.2 Роль образования в обществе
- 2. Международные организации и программы в образовании
- Совет Европы
- Лиссабонская декларация
- Сорбоннская и Болонская декларации
- Болонская декларация
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.4 Открытое образование
- 3.Открытое образование
- Вопросы самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.5 Система образования России
- 2. Университеты в системе открытого образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах
- 2.1 Категории педагогики
- 1. Понятие категории в педагогике
- Обучение
- Воспитание
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе
- Методологические принципы
- Аксиологический метопринцип
- Культурологический метопринцип
- Антропологический метопринцип
- Гуманистический метопринцип
- Синергетический метопринцип
- Герменевтический метопринцип
- Валеологический метопринцип
- Дидактические принципы
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 2.3 Современные информационно-образовательные среды.
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.Педагогическая система как предмет э-педагогики
- Цель образования
- Содержание обучения
- Понятие
- Иерархия понятий «содержание»
- Носители содержания
- Теории обоснования содержания образования
- Обучающиеся
- Обучающие
- Преподаватель в виртуальной образовательной среде
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблемы оптимизация психолого - эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
- Современную иос.
- Раздел I. Введение в открытое образование (теоретические основы).
- Тема 1.1. Открытое образование - составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
- 6. Валеологические проблемы.
- 7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.Качество человека как составная часть качества образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 3.2 Теоретические основания стандартизации в сфере образования.
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- 1. Стандартизация в педагогических процессах
- 2.Технологические стандарты в системе образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 3.4 Образовательные стандарты
- 2. Государственные образовательные стандарты
- Структура гос
- Вопросы для самопроверки и рефлексии
- 2. Подходы к оценке качества обучения в Интернет
- Интегральные показатели качества курса
- Целенаправленность
- Уровень организации
- Вопросы для самоконтроля рефлексии
- Литература
- Заключение
- Сведения об авторе