Основные выразительные средства
Линия. Бывают прямые и кривые, длинные и короткие, ровные и не ровные, толстые и тонкие, контурные и вспомогательные, горизонтальные и вертикальные.
Штрих - черта, короткая линия. Ими отмечают размеры, контуры предмета и т.д. Штрих делает линию контура динамичной, а форму живой.
Существует три вида штрихов:
• основной,
• соединительный,
• засечка.
Тон - поверхность каждого предмета обладает своим тоном или видимой светлотой. Тон передают штриховкой, тушевкой, окраской.
Большую роль в графике уделяют ШРИФТУ, как определенному начертанию букв алфавита. Виды шрифтов:
• гротеск,
• египетский,
• итальянский,
• новая антиква,
• стандартный,
• трафаретный,
• декоративный.
По сравнению с живописью, графика обладает большой оперативностью. Художники-графики могут быстро откликнуться на самые последние явления жизни, участвовать в ней.
Вопрос 3. Искусство предметного мира. Его виды. Декоративно-прикладное искусство. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Народные художественные промыслы России. Музеи народного искусства в Заславле, Раубичах. Музеи народной архитектуры и быта.
Изобразительное искусство — комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений и материальных форм.
Основные виды изобразительного искусства:
-
скульптура,
-
глиптика,
-
живопись,
-
графика,
-
фотоискусство,
-
цифровая живопись,
-
компьютерная графика,
-
декоративно-прикладное искусство, дизайн.
Архитектура как дизайн строений все же не относится к изобразительному искусству в строгом смысле, но постоянно взаимодействует и находится в стилистическом соответствии с ним.
Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности.
Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.)
— изобразительные средства
— и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс).
Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.
На рубеже XIX—XX вв. появляется фотоискусство, оформляется, в современном представлении, дизайн; в традиционных видах намечаются новые неизобразительные направления. В двадцатом веке изобразительное искусство переживает невиданно интенсивный обмен с динамическими видами искусства. Его методы и даже технологии экспортируются в киноискусство (анимация). В то же время акционизм и родственные ему направления вовлекают в изобразительную сферу развёрнутые во времени процессы. На протяжении двадцатого века продолжают возникать новые виды и подвиды изобразительного искусства, в том числе — связанные с виртуальной реальностью.
Искусства пластические, также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный характер, выполняются путём обработки вещественного материала, формирование которого существенно определяет характер их образного строя. И. п. делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). К неизобразительным И. п. относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности.
Границы между изобразительным и неизобразительным искусствами не абсолютны. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, собственно относящиеся к одному из видов изобразительного творчества (например, фигурные сосуды как разновидность малой скульптуры). В зодчестве иногда воспроизводятся органические формы (Индия, Древний Египет); в архитектурном декоре употребляются растительные мотивы (например, античная коринфская капитель), зооморфные (звериные маски во владимиро-суздальском зодчестве 12—13 вв.), антропоморфные (кариатиды, атланты). Изобразительные искусства иногда пользуются отвлечёнными мотивами (например, книжная графика, плакат, монументально-декоративные живопись и скульптура). Такая область И. п., как орнамент, пользуется как изобразительными, так и неизобразительными мотивами.
От других родов художественной деятельности И. п. отличаются, во-первых, отсутствием временного развития образа; форма в них не изменяется во времени, не имеет характера процесса, как, например, в музыке. Во-вторых, произведения И. п. воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство); для полноценного освоения архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры, необходимо также двигательно-моторное восприятие, требующее определённой длительности, но здесь временной момент только субъективен, само же произведение остаётся неизменным. И. п. входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театрального спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, «цветомузыка» композитора А. Н. Скрябина). В средневековых Китае и Японии живопись органически сочетается в одном произведении с поэзией: стихотворение, начертанное на изображении пейзажа, объединяется с ним не только смыслом, но и посредством каллиграфического начертания; каллиграфия является на Дальнем Востоке особым родом И. п.
- Вопрос 1.Виды искусства. Классификация. Взаимосвязь в синтезе искусств. Виды и жанры изобразительного искусства.
- Выразительные средства живописи.
- Основные разновидности графических произведений
- Основные выразительные средства
- Декоративно-прикладное искусство
- Народные художественные промыслы
- Русские народные художественные промыслы
- Архитектура Беларуси
- Вопрос 5. Восприятие произведения искусства. Анализ произведения изобрази тельного искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
- Вопрос 11. Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.
- Вопрос 12. Художественное воспитание школьников. Цели, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 14. Анализ программы по изобразительному искусству. Вариант 1 (авторы н.Д.Минц, ф.О.Таланцева). Содержание программы в 1-4 классе. Принципы планирования занятий.
- Вопрос 16. Основные требования к современному уроку изобразительного искусства
- Вопрос 17. Методы и приёмы преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Авторская педагогика.
- Структура урока изобразительного искусства и художественного труда.
- Урок изобразительного искусства в 1-м классе “Птицы прилетели”
- Ход урока
- Вопрос 19. Дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах. Классификация и содержание, методика проведения.
- Вопрос 20. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству и художественному труду. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству. Первый год обучения.
- 1 Четверть
- 2 Четверть
- 3 Четверть
- 4 Четверть
- Вопрос 21. Организация занятий с шестилетками по изобразительному искусству и художественному труду в 1-ом классе
- Вопрос 22. Развитие творческих способностей. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
- Вопрос 23. Диагностика индивидуальных психических особенностей учащихся. Методика проведения изо-тестов.
- Вопрос 25. Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 27. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика изучения
- Вопрос 28. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских работ.
- Вопрос 29. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства и художественного труда в 1-4 классах. “Альбом учителя”. Методика педагогического рисования.