logo search
Краткий обзор лекций по теории воспитания

24. Эстетическое воспитание (эв) школьников.

Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и деятельности.

Этот процесс предусматривает выработку:

1.Системы художественных, эстетических представлений, взглядов, убеждений;

2.эстетического вкуса;

3.стремления и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия;

4.готовности бороться против безобразного, а также к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое освоение действительности не ограничивается лишь деятельностью человека в области искусства, в той или иной форме оно присутствует в творческой деятельности в целом. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя. Для того, чтобы детский труд был эстетически окрашен, он должен быть одухотворен общественно-значимыми целями, рационален, экономичен, увлекателен. Немало эстетических впечатлений несут также учение и человеческие взаимоотношения между субъектами образовательного процесса. Дифференцированное отношение учителя к ученику, справедливая требовательность также влияет на ЭВ школьников. В режим школьной жизни важно вводить элементы эстетического оформления класса, холла, школьного участка. Важным компонентом процесса формирования эстетической культуры является эстетическое восприятие природы, которая является незаменимым источников прекрасного. Природа не являясь носителем общественной морали все же учит человека нравственному поведению, восприятию прекрасного благодаря присущей ей гармонии, непрерывному обновлению, разнообразию форм, красок и т.д. Поэтому важная роль в формировании эстетической культуры принадлежит курсам биологии и географии, изучение которых сопряжено с непосредственным наблюдением природных явлений. Во время экскурсии школьники воспринимают эстетический образ природы, у них развивается образное мышление, воображение. Погружение в мир природы способствуют предъявляемые учителем задания: приготовление зарисовок, написание картин, составление коллекций.

Аналогичного эффекта позволяет также добиться обращение к литературным источникам, содержащим описание природных объектов, явлений.

Вместе с тем, художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой проявляются в искусстве. Порожденные человеческим трудом искусства на определенном этапе развития общества обособляются от материального производства, преобразуются в специфический мир деятельности, становятся одной из форм общественного сознания. Учебный план школы обязательно включает дисциплины художественного цикла (литературу, музыку, ИЗО, МХК).

Эстетическое развитие личности средствами искусства принято называть художественным воспитанием.

Непосредственно обращаясь к художественному произведению человек приобретает умение воспринимать явления красоты. В немалой степени этому способствует приобретение школьниками искусствоведческих знаний. Одним из значимых средств воспитания литературного вкуса и эстетической восприимчивости является развитие культуры чтения. На уроках родного языка и литературы школьники учатся воспринимать литературные произведения как искусство слова, передавать образы и воспроизводить их в своем воображении, анализировать и мотивировать поступки литературных героев. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая предполагает, что во время занятий учащиеся предваряют в жизнь, доступные их пониманию элементы прекрасного.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, певческих навыков, а также совместное переживание тех или иных эмоций. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений, а также знакомству с основами музыкальной грамоты.

Изучение ИЗО призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует владения основами изобразительной грамоты, умением пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки. При изучении ИЗО важно обеспечить знакомство учащихся с произведениями архитектуры и произведениями изобразительного искусства. Важно научить их понимать язык художника, связь содержания и формы произведения, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. Тем не менее, реальные возможности учебного плана школы по формированию эстетической культуры школьников достаточно ограничены. Компенсировать эту ограниченность позволяет система дополнительного образования. Кроме того, в последние годы интенсивно развивается музейная педагогика.