2.3 Современные информационно-образовательные среды.
Зачем просто, когда можно сложно. Российская традиция.
Учебные вопросы
Понятие информационно-образовательной среды (ИОС).
Пример современной информационно-образовательной среды.
Цели (в результате учения Вы будете)
Знать сущность и структуру ИОС
Уметь привести примеры и дать характеристику современных ИОС
Учебные материалы
1. Понятие информационно-образовательной среды
Для вхождения в проблему опять же придется начать с различных подходов к определению модного, часто используемого в настоящее время понятия «информационно- образовательная среда». Вообще говоря, информационно – образовательные среды (ИОС) были и до Я. А. Каменского, тогда как сейчас чрезмерно часто используют термин «среда», иногда замахиваясь даже на «пространство». Действительно, почему «среда», а не «система»? Думается, экспансия этого понятия идет не от ученых-педагогов, а, скорее всего, от чиновников в образовании, которым некогда задумываться над чистотой научных дефиниций.
Анализ множества определений ИОС (вопрос о содержании и сущности дефиниций ИОС рассматривался, в частности, диссертациях О.А Ильченко «Организационно-педагогические условия сетевого обучения» и Беляева Г.Ю. «Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений», представленных на соискание степепеней кандидатов педагогических наук) позволяет сделать вывод, что это совокупность (скорее система), различных подсистем, обеспечения: информационных, технических и учебно-методических направленно обеспечивающих учебный процесс, а также участников образовательного процесса.
Нам кажется, что применение термина среда не оправдано с научной точки зрения. Достаточно использовать хорошо зарекомендовавшее себя понятие система. Это созвучно исследованиям Песковского Е.А, который тоже пришел к заключению, что среда выступает антитезой понятию системах[1].
Более строгий анализ показывает, что образовательная среда есть, в широком смысле, подсистема социокультурной среды, совокупность
154
исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций, т.е. целостность специально организованных педагогических условий развития личности. Многие исследователи, например,[2] под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно – политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события.
Приведем различные точки зрения на содержание понятия информационно-образовательная среда.
Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса.
О.А. Ильченко
Информационная среда как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида.
Е.И.Ракитина
Информационная среда вуза – это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации.
О.И.Соколова
Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е.подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента.
А.А.Андреев
ИОС – антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося
Ж.Н. Зайцева
155
…Можно сказать, что технически ИОС ОО строится с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно – методические комплексы и расширенный аппарат дидактики [3]. Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.
В.А.Ясвин
Образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных и негативных
С.Д.Деряба
ИОС – системно организованная совокупность образовательных учреждений и органов управления, банков данных,локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, система их предметно-тематической, функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств передачи данных, ин формационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно – программного и организационно-методического обеспечения, реализующих
образовательную деятельность.
Е.К.Марченко
В общем и целом, терминологический вопрос, как водится, ученые заездили и запутали вконец, поэтому выскажем по этому поводу свои соображения.
Имеет смысл сформировать типологические признаки образовательной среды, взяв за основу признаки, приведенные в диссертации Г.Ю. Беляева[4]:
Образовательная среда любого уровня является сложно-составным объектом системной природы.
Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.
Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.
156
Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.
В оценочно- целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса
Образовательная среда выступает не только как условие, но как и средство обучения и воспитания.
Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальном, пространственно – предметном и психолого-дидактических компоненттт, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.
Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.
Итак, как быть и что делать?
В некотором идеальном случае, чтобы разобраться в сложных явлениях и разработать научные рекомендации, целесообразно формализовать процесс, разработать математические или описательные модели явления. Исследования, проведенные в НИИ Образовательных Технологий МЭСИ, показали, что учебный процесс, протекающий по классической схеме очного образования и процесс, проходящий, например, при Интернет - обучении описываются одной теоретической моделью. Так и должно быть и, в этом и состоит сила науки, что разные процессы можно описать одной теоретической моделью. Большинство педагогов-практиков относится к теории, как к досадной необходимости. Это неправомерно, и мы можем это показать на примере того, как теоретическая модель описывает педагогический процесс инвариантно к тому, в какой образовательной среде происходит процесс. Так вот, будь то школа парапатетиков во времена Платона (378 д.н.э.), когда знания передавались от педагога ученику во время прогулок по саду, или в аудиториях современного университета, и, наконец, в виртуальном университете - педагогические процессы происходят в педагогической системе, элементами которой являются блоки, название которых логично вытекают из поставленных исследователем вопросов, а имено: кто учит, кого учат, чему учат, с помощью чего и как учат. Схематически формируемая педагогическая система изображена на Рис.2.3.1 .
157
Студент (Ко г о ?)
о
| Це л ь (Дл я чего учит ь ?) |
| |||
|
| и |
|
| |
| Соде ржа ни е (Че м у уч и т ь ?) |
| |||
| я |
| |||
Технологическая подс исте ма | |||||
Средства (С помощью чег о?) | Ме т од ы (Ка к им образ ом ?) | Формы (В каких ус лов ия х ?) |
«
Преподаватель (Кт о ?)
Рис.2.3.1. Структура педагогической системы
Мы получили, таким образом, модель, пригодную для анализа педагогических процессов, как говорится, «во все времена». Тогда можно предложить следующий подход при попытке сформулировать наше видение понятие ИОС. Вот один из возможных подходов. Информационно – образовательная среда (ИОС) - это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово -экономическая, материально - техническая, нормативно – правовая и маркетинговая, менеджмента. Как видно, теоретическое ядро всей среды ИОС составляет ПС, а наука, которая будет исследовать педагогические процессы в этом новообразовании можно условно назвать «Электронной педагогикой», о которой речь пойдет в разделе 2.4.
Если вы обратили внимание, то в разделе часто упоминается термин система. В литературе приводится целый ряд близких по смыслу определений понятия система и связанных с ним терминов. Думаем, что целесообразно дать основные определения, например, в интерпретации Ю.М.Плотинского
Система есть множество связанных между собой элементов.
Элемент-неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения и анализа) компонент сложных объектов, явлений, процессов.
Структура – относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы.
Целостность системы – это ее относительная независимость от среды и других аналогичных систем.
158
Эмерджентность-несводимость (степень несводимости свойств системы к свойствам элементов системы)[5].
- Статистики и информатики
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение 9
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах……………………………………………………………………...124
- Глава 3 Качество образования 194
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Андрагогика
- Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.2 Роль образования в обществе
- 2. Международные организации и программы в образовании
- Совет Европы
- Лиссабонская декларация
- Сорбоннская и Болонская декларации
- Болонская декларация
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.4 Открытое образование
- 3.Открытое образование
- Вопросы самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.5 Система образования России
- 2. Университеты в системе открытого образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах
- 2.1 Категории педагогики
- 1. Понятие категории в педагогике
- Обучение
- Воспитание
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе
- Методологические принципы
- Аксиологический метопринцип
- Культурологический метопринцип
- Антропологический метопринцип
- Гуманистический метопринцип
- Синергетический метопринцип
- Герменевтический метопринцип
- Валеологический метопринцип
- Дидактические принципы
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 2.3 Современные информационно-образовательные среды.
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.Педагогическая система как предмет э-педагогики
- Цель образования
- Содержание обучения
- Понятие
- Иерархия понятий «содержание»
- Носители содержания
- Теории обоснования содержания образования
- Обучающиеся
- Обучающие
- Преподаватель в виртуальной образовательной среде
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблемы оптимизация психолого - эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
- Современную иос.
- Раздел I. Введение в открытое образование (теоретические основы).
- Тема 1.1. Открытое образование - составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
- 6. Валеологические проблемы.
- 7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.Качество человека как составная часть качества образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 3.2 Теоретические основания стандартизации в сфере образования.
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- 1. Стандартизация в педагогических процессах
- 2.Технологические стандарты в системе образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 3.4 Образовательные стандарты
- 2. Государственные образовательные стандарты
- Структура гос
- Вопросы для самопроверки и рефлексии
- 2. Подходы к оценке качества обучения в Интернет
- Интегральные показатели качества курса
- Целенаправленность
- Уровень организации
- Вопросы для самоконтроля рефлексии
- Литература
- Заключение
- Сведения об авторе