Модернизация форм обучения и воспитания.
Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу включают учебные ролевые игры "Выборы", "Стачка", "Суд" и другие. Большое место отводится общественно-политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии появился курс граждановедения.
Учебные программы непременно предусматривали решение задач нравственного, интеллектуального физического, трудового воспитания уч-ся. На особом месте стояли предметы гуманитарного цикла (литература, история, обществоведение, иностранные языки). Эти предметы рассматривались как источники духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности.
Организация учебного процесса и метода обучения. В большинстве развитых стран обучение начинается с 6 лет, в Великобритании – с 5, но обучение грамоте ведется и с дошкольного возраста, с 4 – 5 лет.
Оценка знаний осуществляется от пятибалльной до стобалльной, а в ряде стран – в буквенной системе.
Общей для большинства стран продолжает оставаться проблема второгодничества. Во Франции, например, до 20% учащихся оставляются на второй год, а 15-20% не выдерживают выпускных экзаменов по окончанию средней школы. Второгодничество наносит огромный урон личности: порождает неуверенность в себе, чувство неполноценности, это сказывается на дальнейшей судьбе человека. Выход из такого положения находится различный: например, в США не оставляют на второй год, а приспосабливают учебные программы к уровню подготовленности учеников; практикуют временный перевод учащихся в следующий класс и др.
Преобладающей формой организации учебного процесса являлась в XX в. классно-урочная с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий.
В практике учебных заведений встречаются два типа обучения – поддерживающее (традиционное) и инновационное (исследовательское).
Поддерживающее традиционное обучение (усвоение заданных образцов, воспроизводство культуры, социального опыта) – это репродуктивное обучение. Учитель здесь играет лидирующую роль, являясь организатором работы.
Инновационное обучение преследует цель развития у учащихся способности осваивать новый опыт, развития творческого и критического мышления. Обучение выступает как организация учебно-поисковой исследовательской деятельности, учебно-игровой, моделирующей деятельности, предполагает обмен мнениями, творческие дискуссии учащихся. Учитель выполняет функции режиссера.
Основные черты традиционного обучения:
-
учитель излагает основные понятия учебного предмета;
-
знания, даваемые учащимся, имеют законченный вид и не подлежат сомнению;
-
лабораторные работы и опыты ведутся по строго определенной методике, их цель – иллюстрация изучаемых понятий;
-
результаты опытов детей заранее запланированы, а их ход направлен на получение правильного ответа;
-
ученики должны усвоить круг сведений фактологического характера и воспроизвести его.
В ходе такого обучения формируется формально-логическое мышление.
Черты исследовательского обучения:
-
учащиеся не получают в готовом виде от учителя знаний, а сами постигают их;
-
знакомство с понятиями предполагает включение альтернативных точек зрения, сомнение в достоверности имеющихся теорий;
-
учащиеся сами принимают решение о выборе способов работы;
-
учащиеся, знакомясь с примерами, наблюдая явления, сами выводят правило без изложения его учителем или знакомства с учебником;
-
полученные результаты учащихся подвергаются сомнению.
Исследовательское обучение развивает самостоятельность мышления, умение мыслить творчески. Преимущества его очевидны. Но в школах до 60 – 70-х гг. преобладал репродуктивный тип обучения, при котором изложение учителем материала и его воспроизведение школьниками занимает до 70% времени.
Обновление учебного процесса. В 70-х гг. стало очевидно, что школа, которой главным методом являются слово, запоминание, развитие формального логического мышления, устарела.
Группа видных специалистов под эгидой ЮНЕСКО создала книгу "Учиться быть", в которой провозгласила, что в школе ребенок не может быть пассивным объектом воздействия, что ученик играет активную роль в своем образовании и воспитании, он учится пополнять знания всю жизнь, мыслить свободно и критично, учится творчеству в творческой деятельности и учится любить мир и делать его более гуманным – такова программа переориентации школы. Ж. Пиаже привал школу готовить людей, способных созидать новое, а не просто повторять известное, "людей изобретательных и творческих, у которых критический и гибкий ум".
Литература.
-
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.
-
Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. – М., 1989. – 258 с.
-
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998. – С.241–259.
-
Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.
-
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.
-
История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.
- Курс лекций по дисциплине «История педагогики» Содержание
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 71
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г. 75
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века. 77
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 81
- Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
- Литература
- Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
- 2. Воспитание и образование в Византии.
- 3. Церковные школы в Западной Европе.
- Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
- 6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
- Литература
- Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в.
- Воспитание и обучение у древних славян.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.
- 3. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.
- Педагогические памятники X – XII вв.
- 5. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
- Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век.
- Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.
- 2. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.
- Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
- Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.
- Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
- 2. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670.
- Дидактика я.А. Коменского
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Педагогические идеи джона локка
- Основные даты, жизни и деятельности
- Основные работы
- Жан жак руссо о воспитании и образовании
- Основные педагогические идеи
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.
- Тема 7. Классики западноевропейской педагогики.
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- 2. Педагогические идеи иоганна фридриха гербарта
- Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время
- Основные даты жизни и деятельности
- Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века.
- Царская политика в области образования. Устав 1828 года.
- Школа и просветительские идеи в Беларуси в конце 18 начале 19 века.
- Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в.
- 1. Просвещение в России второй половины 19в.
- 2. См в таблицах
- 4. Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19-начала 20вв.
- Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и сша в конце XIX – начале XX в.
- 1. Общее положение школы и характер зарубежной педагогической теории на рубеже XX века.
- 2. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы»
- 3.Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики
- 4.Экспериментальная педагогика и ее направления
- 5.Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и современном этапе.
- Тема 11. Педагогические течения начала XX века.
- Педагогические течения 20 века на Западе и в России.
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г.
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века.
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
- Состояние народного образования и школ.
- Модернизация форм обучения и воспитания.
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе.
- Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь.
- Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь.
- 3."Белорусская модель развития " как социальная основа организации воспитания учащихся, государственная молодежная политика в Республике Беларусь.