58. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения. Условия выбора методов обучения.
В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:
1) это способ деятельности учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения:
метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.
Сейчас, отмечает Ю.К. Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.
Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.
3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, которая более понятна ему и удобна в его работе.
Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) соответствие целям и задачам обучения и развития;
2) соответствие содержанию темы урока;
3) соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;
4) соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
5) соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.
Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями школьников.
- 1. Методология теории и практики обучения школьников.
- 2. Характеристика связей современной дидактики с другими отраслями человекознания.
- 3. Задачи дидактических исследований.
- 4. Методы дидактических исследований.
- 5. Педагогический эксперимент в практике обучения школьников.
- 6. Общая характеристика образовательного процесса в современной школе.
- 7. Содержание общего среднего образования.
- 8. Учебные стандарты в школах России.
- 9. Структура процесса обучения и его сущность.
- 10. Закономерности процесса обучения.
- 11. Функции обучения.
- 12. Общая характеристика дидактических принципов и их связь с закономерностями обучения.
- 13. Принцип научности в обучении.
- 14. Принцип активности и сознательности в обучении.
- 15. Принцип доступности и трудности обучения.
- 16. Принцип связи обучения с практикой.
- 17. Принцип наглядности в обучении.
- 18. Принцип прочности обучения.
- 19. Принцип систематичности и последовательности обучения.
- 20. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
- 21. Пути активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
- 22.Особенности организации учебно-познавательной деятельности одаренных обучающихся.
- 23. Характеристика способов задания целей обучения.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального,
- 24. Уровни организации и усвоения учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Творческая работа обучающихся.
- 26. Самостоятельная работа школьников.
- 27. Объяснительно-иллюстративное обучение.
- 28. Проблемное обучение. Учебные проблемы, вопросы и ситуации.
- 29. Компьютерное обучение. Принципы построения контрольно-обучающих программ.
- 30. Учебные программы и пособия, их общедидактическая характеристика.
- 31. Современная классно-урочная система обучения.
- 32. Развивающее обучение, его средства и методы.
- 33. Успешность обучения школьников и способы ее оценивания.
- 34. Понятие технологии обучения и ее характеристика.
- 35. Информационно-поисковая технология обучения.
- 36. Репродуктивная технология обучения.
- 37. Средства обучения и их характеристика.
- 38. Технические средства обучения.
- Классификация технических средств обучения
- Требования к тсо
- Функции тсо
- 39. Урок как основная форма организации учебного процесса. Требования к современному уроку.
- 40. Типы урока. Их сравнительная характеристика.
- 41. Неурочные формы обучения.
- 42. Методы обучения и их связь со средствами обучения.
- 43. Выбор средств и методов обучения. Педагогические требования к их использованию.
- 44. Словесные методы обучения.
- 45. Наглядные методы обучения.
- 46. Практические методы обучения.
- 47. Дидактический анализ современного урока.
- 48. Педагогический контроль качества обучения школьников.
- 49. Пути модернизации содержания общего среднего образования.
- 50. Профильное обучение старшеклассников. Его дидактические основы.
- 51. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике.
- 52. Предмет и задачи дидактики. Функции обучения.
- 53. Характеристика основных дидактических понятий.
- 54. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
- 55. Идеи и подходы современной дидактики. Актуальные проблемы практического обновления и развития отечественного образования.
- 56. Законы и закономерности обучения.
- 57. Общедидактические принципы обучения, их характеристика.
- 58. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения. Условия выбора методов обучения.
- 59. Классификация средств обучения. Методика применения средств обучения.
- 60. Общая характеристика форм обучения, их разновидности.
- 61. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 62. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 63. Организация образовательного процесса.
- 64. Образовательная деятельность и ее структура. Внешнее и внутреннее содержание
- 3. Внеурочную воспитательную работу, экспериментальную работу.
- 3.3. Система методической службы в школе
- 3.4. Деятельность психолого-педагогической службы
- 65. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 66. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования.
- 67. Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план.
- 68. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- 69. Анализ современных дидактических концепций. Инновационные образовательные процессы.
- 70. Современные модели организации обучения.