2. Значение экономической теории в современных условиях
Образованные люди всегда интересовались экономическими проблемами. Но, сегодня в основе интереса многих людей лежит не желание показать себя образованным в своем кругу, или обществе. Сегодня значение экономической теории все большее возрастает. Объясняется это, прежде всего теми изменениями, которые происходят в мировой экономике. Современные изменения в развития мировой экономики проходят в двух направлениях. Одним направлением является глобализация экономики; другим – выход стран-лидеров международной конкуренции на стадию экономического развития, которая называется инновационным ростом. И если нашу экономику называют индустриальной, т.е. экономикой, базирующейся на факторах производства, а местами – на инвестициях, то экономика развитых стран – это инновационная экономика, базирующаяся на знаниях. А некоторые из развитых стран пытаются развивать креативную экономику.
Одной из главных тенденций развития мировой экономики, начиная со средины 80-х гг. ХХ века, приведших к такой ситуации, стала интенсификация международной конкуренции на многих рынках товаров и услуг. К началу XXIвека международная конкуренция стала явлением, подобного которому не найти ни в истории, ни во всех других сферах современной человеческой деятельности, включая экономику. Видимо не случайно это явление экономисты назвалигиперконкуренцией.
Результатом усиления международной конкуренции стало ускорение темпов инноваций и широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые, в свою очередь способствовали развитию процессов глобализации мировой экономики. Глобальные изменения в мировой экономике оказали также влияние, как на функционирование отдельных предприятий, так и на регионы, и страны в целом. При этом речь идет не только о материальном производстве, но и о других сферах экономики.
В связи с этими глобальными изменениями в экономической науке появляется термин “новая экономика”. Одним из самых важных выводов этой теории является рассмотрение информации, знаний, обучения новому и креативности в качестве основных факторов развития современной экономики. Более детальную характеристику процессов, происходящих в новой экономике, мы рассмотрим в следующих темах.
В этих условиях все больше возрастает значение конкурентоспособности специалистов. Сегодня уже недостаточно традиционного образования и получения формальных знаний – специалисты должны владеть качествами, позволяющими им активно влиять на политические и социально-экономические процессы современного общества. Качествами, которые будут востребованы рынком, в прогнозе на 25 лет американская общественная организация «WorldFutureSociety» называет умение решать проблемы и предвидеть будущее. До этого еще додадим такое качество как умение генерировать креативные идеи и превращать их в инновации (нововведения в различных сферах деятельности человека).
- Тема 1. Предмет и метод политической экономии
- 1. Вопросы практического занятия
- 2. Основные термины
- 3.1. Основная литература
- Тема 1 – «Предмет I метод економiчноi теорii».
- 3.2. Дополнительна литература
- 4. Контрольные вопросы
- 1. Значение экономической теории
- 2. Значение экономической теории в современных условиях
- 3. «Новая экономика»
- 4. Развитие экономической науки (XVI – XX ст.)
- 5. Новая экономическая теория (80-е гг. XX ст.)
- 6. Эволюционная экономикс об инновациях и экономике, базирующейся на творчестве
- 7. Вклад культурологии в понимание инноваций и креативности
- 8. Эволюция предмета экономической теории
- 9. Предмет политической экономии и экономикс
- 10. Особенности предмета экономической теории
- 11. Системное определение предмета экономической теории
- 12. Методы экономических исследований
- 13. Технология решения проблем: к студентам, желающим в «полет»
- ____________ *) Альтшуллер г.С., Сeлюцкий а.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. - Петрозаводск: "Карелия", 1980, с. 198-199.
- 14. Функции политической экономии
- Трп: Типы задач, уровни творчества, техники креативного мышления
- Вывод из описаний и анализа один: думать надо, господа!!! Изобретать!!!
- 15. Типы и примеры задач
- Примеры задач
- Задача 1. О медведях
- Задача 2. Меркантилисты о богатстве Ранние меркантилисты
- Поздние меркантилисты
- 16. Выявление нежелательного эффекта
- 17. Уровни творчества в изобретательской практике Первый уровень творчества
- Второй уровень творчества
- Третий уровень творчества
- Четвертый уровень творчества
- Пятый уровень творчества
- 18. Техники креативного мышления
- 1. «Брейнсторминг»
- 2. Метод Уолта Диснея
- Трп: о творчестве и творческих способностях
- 19. Представления о креативности
- 20. Необходимо ли творчество бизнесу?
- Первый вопрос: так ли необходимо бизнесу быть уникальным и креативным? Что в мире происходит ?
- Нужны идеи?!
- 21. Логика курса
- Попытайтесь схематически изобразить логику темы