logo search
Дидактика

Метод дидактических игр

Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры – моделирование имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия.

Эта разновидность игр называется имитационными играми ( в науке, в науке, в производстве и высшей школе – деловыми). Например, школьникам дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Есть игра “ Пруд “– диалог 30 обитателей пруда, изучаются проблемы экологии.

Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Ограничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели. Кроме имитационных, есть условные соревновательные игры ( КВН и пр. ).

Обучение по алгоритму

Использование алгоритма можно считать методом обучения в рамках программирования. Алгоритм в педагогике понимается как указание по выполнению строго последовательных операций с учетом материалов, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне. При анализе предложений ученик должен последовательно отвечать на вопросы.

Методы науки в качестве учебных методов

Дидактика в последние годы обогащает состав методов обучения, трансформируя методы научного исследования в методы обучения, что расширяет возможности учебного процесса. Вот примеры.

Мозговая атака

Метод научного исследования – мозговая атака – может использоваться как учебный. Характеристика метода. Руководитель объясняет участникам задачу (проблему), которую, предстоит решить. Участники высказывают идеи для решения задачи в течение определенного времени (10–30 мин.). Затем идеи анализируются экспертами. При необходимости сеанс можно повторить, уточнив задачи. Правила мозговой атаки (штурма): высказываются любые идеи, вплоть до самых абсурдных, запрещается критика идей в момент атаки, а только их развитие, участникам рекомендуется сесть за круглый стол или в иных позициях, облегчающих взаимодействие, все идеи записываются ведущим (его помощником) и обеспечивается их обозрение участникам.

В школе метод может применяться при повторении раздела (темы), при изучении нового материала проблемным способом и в других случаях. Ведущим выступает учитель, идеи записываются на доске, пленке кодоскопа. Результаты: активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются эвристические способности.