18. Методы обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопрос), а также методы их совместной работы (беседа).
По источнику передачи знаний выделяют следующие методы:
словесные: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование);
наглядные: методы иллюстрации (с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видео-; фильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ);
практические: упражнение (устное, письменное, графическое, вос-производящее, тренировочное, комментированное, учебно-трудовое), лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин за основу своей классификации методов обучения взяли возрастание степени самостоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения:
объяснительно-иллюстрированный (информационно-рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;
репродуктивный – ученик выполняет действия по образцу учителя;
проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;
частично-поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;
исследовательский – ученики осуществляют поисковую творческую деятельность по решению новых для них проблем.
Ю. К. Бабанский среди возможных основ классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и разделил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной, эвристической, исследовательской деятельности. Он предложил следующие основные группы методов обучения.
Методы стимулирования и мотивации учения: познавательная игра, учебная дискуссия, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований.
Методы организации и осуществления учебных действий: словесный, наглядный, практический; индуктивный, дедуктивный, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивный методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и др.
Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.
В.А.Онищук за основу классификации предложил взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения:
коммуникативный метод, цель которого – усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы;
познавательный, цель – восприятие, осмысление и запоминание нового материала;
преобразовательный, цель – усвоение и творческое применение умений и навыков;
систематизирующий, цель – обобщение и систематизация знаний;
контрольный, цель – выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция.
- Дисциплина Психолого-педагогическая подготовка
- 1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Значение педагогики в жизни общества. Место педагогики в системе наук о человеке.
- 2. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.
- 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
- 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
- 4. Современные концепции образования. Особенности образования в различных странах мира.
- 5. Понятие о содержании образования. Основные концепции содержания образования.
- 6. Образовательные стандарты и базисный учебный план. Государственный образовательный стандарт.
- Содержание гс
- 7. Сущность и движущие силы педагогического процесса. Основные компоненты педагогического процесса.
- 8. Понятие о педагогической системе. Интегративные качества современных педагогических систем.
- 9. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
- 11. Типы, виды и модели воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях.
- 12. Развитие, воспитание и социализация личности.
- 13. Понятие о воспитательном процессе. Особенности и противоречия воспитательного процесса.
- 14. Основные принципы воспитания: природосообразность, культуросообразность, гуманизация, персонификация, толерантность, личностный подход.
- 15. Особенности воспитания учащихся учреждений начального профессионального образования.
- 16. Предмет и задачи дидактики. Современные мировые дидактические концепции.
- 17. Принципы обучения. Классификация принципов обучения.
- 18. Методы обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.
- 19. Организационные формы учебных занятий. Традиционные и нетрадиционные формы обучения.
- 20. Средства обучения. Классификация средств обучения.
- 21. Управление образовательными системами. Принципы, методы, стиль и формы управления образовательными системами.
- 22. Проблемы управления развитием учреждений общего и профессионального образования.
- 24. История и этапы развития профессионального образования России.
- 25. Идеи интеграции образования и производства в реформаторской педагогике конца XIX начала XX века. Авторские школы г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи, в.А. Лая, э. Торндайка.
- 26. Основные документы в системе образования.
- 27. Основы педагогического проектирования.
- 28. Система профессионального образования России. Непрерывное профессиональное образование.
- 29. Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа.
- Инновации. Авторские школы
- 30. Методы- педагогического исследования. Понятие опытно-поисковой работы. Педагогический эксперимент.