logo search
ekzamen_po_pedagogike

32. Феномен а.С. Макаренко и совр школа и пед-ка. Пед-ая система а.С. Макаренко.

Педагогическая система А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 года в г. Белополье на Украине. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) учительствовал в поселке Крюково на станции Долинская (1911-1914).

Окончив Полтавский учительский институт (1914-1917) с золотой медалью, заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 г. по 1928 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведенной в Куряж под Харьков. Она носила имя М. Горького, Макаренко отразил ее деятельность в «Педагогической поэме». В повестях «Флаги па башнях» и «Март 30 года» изложен опыт работы трудовой коммунны им. Ф.Э. Дзержинского, где Антон Семенович работал с 1927 по 1935 годы. В 1937 голу переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года от паралича сердца - сгорел «в огне действенной любви к детям», как писал о нем Горький. Похоронен А.С.Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который был для них другом и духовным отцом.

В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с трудом. Его воспитанники участвовали в производительном труде: работали в мастерских и в цехах заводов, на полях и на фермах, в саду и на огороде. Настоящий, «взрослый» характер придавали труду детей такие элементы, как норма, зарплата, заказ, расценки, прибыль, себестоимость и т. д., поэтому производительный труд являлся одним из главных системообразующих видов деятельности.

Другими видами деятельности в учреждениях Макаренко были учеба, разнообразная деятельность по организации досуга (клуб, кружки, художественная самодеятельность, игры, техническое творчество, театр, кино, вечера, праздники), организаторский труд, участие в многообразной работе по управлению коллективом. Прочность внутренних связей между такими компонентами, как учение, производительный труд, быт, самообслуживание, общественная жизнь, совместная деятельность взрослых и детей реально обеспечивалась оптимально организованным самоуправлением.

Ядро учения Макаренко - теория воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.

Макаренко определил стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Коллектив в своем развитии не может оставаться на месте: он либо совершенствуется, либо деградирует. Эту закономерность он назвал «законом движения коллектива». Для того, чтобы не произошло остановки и отката назад, перед коллективом необходимо ставить ряд взаимосвязанных между собой и удаляющихся по времени в будущее реально достижимых целей (перспектив). Такие цепочки перспектив (близкая - средняя - далекая) Антон Семенович назвал перспективными линиями.

Коллектив нужен был Макаренко как средство воспитания личности. Он состоит из детей с различными качествами и, если его члены взаимно обогащают друг, друга своими знаниями, умениями и другими индивидуальными чертами, то он становится благоприятной средой для развития личности, для формирования гражданина демократического общества.

В трудах Макаренко разработаны важнейший вопросы семейного воспитания: структура семьи, ее культура, методы воспитания, семейное хозяйство и др. Воспитанию в семье посвящена его «Книга для родителей».

Педагогическое наследие А.С. Макаренко объемно и разнообразно. Оно содержит теоретические и практические находки по многим вопросам воспитания и образования. До середины 80-х годов издания его трудов выходили с купюрами (изъята примерно четвертая часть «Педагогической поэмы») и значительными исправлениями, комментарии носили ярко выраженный идеологический характер. Деятельность Макаренко привлекает внимание многих зарубежных исследователей. Значительную исследовательскую, текстологическую и публикаторскую работу провели сотрудники Маркбурского университета в Германии, где с начала 60-х годов действовала Макаренковская лаборатория.

При жизни Макаренко подвергался критике справа и слева. В 20-е годы ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. Педагоги-современники не принимали его революционной активности, увлечения коллективистскими формами, определенного равнодушия к широкой образованности и интеллигентности воспитанников и др.

После смерти его образ был канонизирован в качестве классика марксистской педагогики. На протяжении десятков лет в литературе и диссертациях по педагогике давался односторонний анализ, часто фальсифицирующий и искажающий подлинный смысл педагогического новаторства Макаренко. Его эксперименты механически переносились в массовую практику советской школы, ПТУ и исправительно-трудовых учреждений.

К творчеству Макаренко предъявляются обвинения в приверженности сталинизму, олицетворению карательной педагогики, авторитарного воспитания. Необходимо учитывать, что он работал в сложную эпоху, был неординарной, сильной и творческой личностью, которой свойственны удачи, сомнения, ошибки.

Главная заслуга Антона Семеновича в том, что вопреки давлению педагогических чиновников, атмосфере культа личности и усилению авторитарных тенденций в жизни общества, он боролся за утверждение гуманистической педагогики, сумев сохранить свою индивидуальность и передать последующим поколениям педагогов свой уникальный опыт.