logo search
didaktika

3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального,

эмоционального, личностного и т.п. развития студента.

Например: "формировать умение анализировать наблюдаемые явления"; "развить умение структурирования содержания учебного материала"; "формировать умение самостоятельно анализировать условие и находить способ решения математической задачи"; "развить познавательную самостоятельность учащихся в процессе решения задач"; "формировать интерес"... В формулировках такого рода мы узнаем обобщенные образовательные цели - на уровне ОУ, учебного предмета или цикла предметов, но не на уровне урока или даже серии уроков.

4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: «цель занятия - решение задач на уравнение Пуассона», или «разработка информационно-развивающей модели лекции», «составление тестовых заданий по курсу…» или «исследование клеточной структуры растения".

Таксономии целей обучения

В дидактике наибольшую известность и распространение по­лучила таксономия целей обучения американского ученого Б.С. Блума и его коллег. В познавательной области Блум выделяет шесть категорий целей: знание (информация), понимание (транс­формация, интерпретация, экстраполяция), применение общих принципов в новых ситуациях, анализ (умение осуществлять деле­ние целого на элементы и части, вскрывая их связи и отношения), синтез (умение объединять отдельные элементы в целое, обла­дающее новым качеством, получение новой структуры) и оценка (умение рассмотреть истинность идей, работ, условий и т.п. на основе имеющихся или созданных критериев).

Помимо таксономии познавательных целей обучения Блумом и другими методистами предложена таксономия целей в эмоцио­нальной области, в основе которой лежит понимание учащимися эстетических моментов в среде, в искусстве, в науке. Выделяют пять категорий:

Разработаны также таксономии в психомоторной сфере. В со­ответствии с одной из них выделены следующие уровни развития психомоторных способностей учащихся:

Эти таксономии могут быть использованы при конкретиза­ции целей обучения, связанных с формированием видов дея­тельности и эмоционально-ценностного отношения к действи­тельности.