33 Модель концентрированного обучения
Предпосылки создания: отсутствие у учащихся системы ЗУНов по отдельным уч. дисциплинам, интереса к изучаемым предметам, быстрое забывание изученного материала.
Предлагаемые объяснения: в соответствии с классно-урочной системой организации обучения содержание обучения в учебных программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные логически завершенные разделы, темы, параграфы. Сами уроки по предмету растянуты на полгода-год, а все разнородные предметы преподаются вперемешку. Это противоречит пс. законам усвоения знаний. Такая система не в состоянии учитывать закономерности динамики работоспособности педагогов и учащихся в течение дня, недели и т.д.
Задача: чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в день его восприятия.
Возможное решение: переход к такой системе организации обучения, которая бы максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.
Концентрированное обучение - особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.
Цель: повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого воспитания.
Сущность: непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться изученным материалом); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.
Варианты реализации технологии:
1) «Конвейер». Общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на части. Далее в течение 3-5 дней учащиеся изучают только этот предмет. За это время на качественном уровне изучается материал всего курса. Одно такое погружение происходит за одну часть времени. При втором погружении усвоенный материал углубляют и расширяют путем оперирования полученными знаниями в стандартных ситуациях. Во время третьего погружения учащиеся учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. Продолжительность одного сокращается до 35 минут, домашних заданий нет, через каждый два урока — разгрузочный (например, физра), 5-6 уроков в день. Во второй половине дня учащиеся работают по желанию и выбору на кафедрах, организуемых преподавателями. Состоящий из разных форм обучения день стремится к одной цели — сформировать систему знании и умений учащихся по целостной теме изучаемого курса.
2) Укрупнение только одной организационной единицы — учебного дня, кол-во предметов сокращается до 1-2. В течение недели (месяца, четверти и т.п.) число дисциплин сохраняется. Основной орг. единицей при этой модели становится учебный блок.
(Есть ещё третий вариант, но он нигде не описывается и вообще лох).
Преимущества концентрированного обучения: а) преодоление разобщенности содержания и увязывание элементов обучения в единое целое; б) углубленное и прочное усвоение учащимися целостных завершенных блоков материала; в) благоприятное влияние на мотивацию учения; г) благоприятный психологический климат (изначальный настрой на длительное взаимодействие друг с другом в процессе обучения).
Модель проектного обучения
Проектное обучение является педагогической технологией, которая больше других отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способности к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода; к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты; к самообразованию и самоорганизации; к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения; делать выбор и принимать решения.
Основные цели проектного обучения. Познакомить учащихся с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые характерны для профильного обучения, профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем. Включить учащихся в активную деятельность, в проживание реальных событий и чувств, позволяющих ученику осмыслить значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками. Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем. Создать условия для развития критического мышления, прогнозирования результатов последствий, абстрактного мышления, ориентации в окружающей действительности. Формировать ключевые умения и компетенции профессионального, познавательного, исследовательского, коммуникативного, социального плана.
В основе технологии лежит разработка проекта. То есть, учебная деятельность имитирует реальные рабочие условия, в которых перед работником встает задача выполнения плана, проекта, устранения проблемы, и он должен разработать план выполнения работы и последовательно его реализовать. Таким образом, в разработке проекта выделяются следующие этапы. Исходный этап: разработка проектного задания (выявление, описание проблемы, построение гипотезы, определение цели и поэтапных задач). Разработка плана работы (сроки, график, отчётность, определение целей и средств, критериев и методов оценки, распределение обязанностей). Реализация проекта (сбор и анализ информации, проведение расчетов, подготовка наглядного материала, отчетов, выполнение работы, контроль и коррекция результатов). Завершение проекта (презентация, экспертиза, рефлексия).
По этому плану и строятся уроки, выполненные по проектной методике.
- 1 Дидактика, предмет дидактики
- 2 Основные дидактические понятия
- 4. Законы и закономерности обучения.
- 5. Принципы обучения
- 6. Образование как целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития
- 7. Сущность процесса обучения, его цели
- 8. Функции обучения
- 9. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса.
- 13. Дидактические системы и модели обучения
- 14. Развивающее обучение
- 15. Проблемное обучение
- 16. Личностно-ориентированное обучение
- 19 Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план
- 20 Цели обучения
- 21 Методы и приемы обучения: подходы к определению сущности понятий
- 22 Классификация методов обучения
- 23 Критерии выбора методов обучения
- 24 Современные методы обучения
- 25 Средства обучения: сущность, функции, классификация
- 1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
- 26 Виды средств обучения и их характеристика.
- 27 Педагогические технологии: подходы к определению, сущность, структура, критерии, классификация.
- 28 Характеристика технологий обучения: технология полного усвоения (тпу), технология разноуровневого обучения (тро).
- 33 Модель концентрированного обучения
- 34 Авторские школы
- 35 Формы организации обучения: сущность, классификация, история возникновения
- 36 Классно-урочная форма организации обучения
- 37 Урок: сущность, классификация, структура и типы уроков, нестандартные уроки, подготовка к уроку
- 39 Домашняя работа учащихся
- 40 Диагностирование обучаемости
- 41 Образовательное учреждение: понятие, типология и общая характеристика. Инновации в образовании