logo search
Pedagogika

21. Управление образовательными системами. Принципы, методы, стиль и формы управления образовательными системами.

Центральным структурным элементом системы образования является образовательное учреждение (ОУ). Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. ОУ является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам ОУ могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Основным заказчиком ОУ выступает государство и его ведомства, которые формируют образовательную политику. Данные подразделения регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют ОУ: определяют государственные образовательные стандарты; проводят экспертизу подведомственных им учреждений.

в управлении принимают участие все субъекты: администрация, преподавательский состав, учащиеся. Особенностью управления педагогическими системами является одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности. Деятельностью учащегося по формированию его личности управляет не один воспитатель, а несколько преподавателей-предметников, классный руководитель (куратор) и все сотрудники, оказывающие повседневное влияние на учащихся

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития, воспитание гражданственности;

единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и традиций в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;

светский характер образования государственных, муниципальных ОУ;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность ОУ.

Государственный характер управления образованием проявляется в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан на образование независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии и убеждений.

Государственные органы управления образованием – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают вопросы разработки и реализации целевых федеральных и международных программ; разработки государственных образовательных стандартов (ГОС) аттестации педагогических кадров; определения перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка, а также осуществляют контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.

Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами, выделенные П.И. Третьяковым и Е.Г. Мартыновым.

Принцип демократизации и гуманизации образования.

Реализация данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей, учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении является коллегиальное принятие управленческих решений. Коллективная форма принятия решений возможна лишь в случае доступности, открытости управленческой информации

В нашем обществе все больший авторитет приобретают гуманистические ценности. Этот процесс находит свое отражение в управлении педагогическими системами, его гуманизации: управленческое воздействие уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.

Соблюдение принципа научной обоснованности (научности) управления заключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности процессов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления.

Реализация принципа научной обоснованности управления в значительной мере определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.

Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы.

Принцип обеспечения единства в управлении образованием диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к процессам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем.

Системность и целостность в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении.

Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию управленческой технологии, которая приводит к достижению поставленной цели.

Принцип экономической и экологической целесообразности в управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деятельность.

Принцип праксиологичности в управлении Принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образованием.

Методы, стиль и формы управления педагогическими системами

В типологии методов и стилей управления Д.П. Кайдалов, Е.М. Суименко выделяют несколько подходов к их определению:

по сущности воздействующего на человека фактора: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологи-ческие методы (соответственно прагматический, административный и морализаторский стили);

по характеру цели: деловой и бюрократический методы и стили;

по способам воздействия (формальному и неформальному): директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский;

по степени проявления единоличного и коллегиального способов воздействия: автократический (авторитарный, волевой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили.

В системе управления применяются следующие виды методов: организационно-распорядительные, организационно-педагогические, социально-психологические, экономические, которые могут составить классификацию универсальных групп методов управления образовательными процессами.

Применение организационно-распорядительных методов предполагает разработку и исполнение учебных планов и программ для конкретных профессий и предметов. Организационную направленность имеют издаваемые нормативно-правовые акты. В этой группе методов находится создаваемая документация и материалы, обеспечивающие реализацию всех видов функциональных действий.

К организационно-педагогическим методам и способам воздействия можно отнести: словесные, наглядно-демонстрационные, практические и др

Важное значение в управлении играет человеческий фактор, поэтому все большую ценность приобретают социально-психологические методы взаимоотношений. эти методы базируются на его умении убеждать подчиненных в необходимости и целесообразности принятых решений или предпринятых действий. Систематическое информирование членов коллектива о результатах работы стимулирует его деятельность. Любой работник нуждается в оценке своего труда. Поэтому руководителю необходимо подчеркивать значимость выполняемой каждым работы. Умелое использование методов убеждения способствует созданию атмосферы взаимного доверия и уважения.

Методы экономического стимулирования педагогических работников (различные способы материального стимулирования труда работников и учащихся, дифференцирование зарплаты сотрудников,

Эффективность методов предопределяется в немалой степени оптимальностью стиля управления.Практикой и наукой управления трудовыми коллективами выделено несколько основных типов руководителя, отражающих характерологические черты человека. Рассмотрим некоторые из них:

активист – уверен в себе, инициативен, самостоятелен, способен вовлечь людей в процесс достижения весомых результатов;

хозяин – отношения с людьми строит на основе строгой дисциплины, старается подчинить людей и организовать их на труд административными методами;

начальник – любит руководить, заседать, председательствовать, умеет строить отношения с членами коллектива и вышестоящим начальством;

исполнитель – всю деятельность строит в рамках полученных указаний;

свой парень – управленец либерального типа, коммуникабелен, признает только неформальные отношения;

рационализатор – выдвигает множество оригинальных, но неглубоких и иногда ошибочных идей по совершенствованию работы;

Рассмотренные характерные типы управленцев на практике не так конкретны. Зачастую руководители относятся к смешанному типу, отражающему объективные условия труда, уровень подготовленности, опыт, знания, умение мобилизоваться.

Условия развития ПОУ предполагают использование разнообразных форм управления. Сложность и многообразие целей и задач в системе управления требуют единого оптимального подхода к формированию организационной структуры, технологии реализации универсальных управленческих функций, методов и форм. Формы развиваются во взаимосвязи с группами методов управления. В открытой педагогической системе сотрудничество коллектива строится на базе коллегиальных форм управления. На первом уровне главную роль играет совет учебного заведения, который решает наиболее важные вопросы жизнедеятельности. На других уровнях структуры управления образуются малые советы, комитеты, кафедры, объединения, группы, временные творческие коллективы.