logo search
Педагогика Черкасова

Закономерности процесса обучения:

Закономерности процесса обучения – объективные существенные устойчивые связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Закономерности обнаруживаются опытным (эмпирическим) путем. Они не выполняются учителем и учеником, а существуют объективно.

По отношению к процессу обучения их делят на:

1) внешние – как зависит обучение от внешних процессов и условий (социальные, культурные, экономические)

2) внутренние – устанавливают связь между преподаванием, учением и содержанием изучаемого материала (чем больше будет дано упражнений на формирование навыка, тем лучше навык будет сформирован; формирование понятия в сознании ученика может состояться только в том случае, если будет организовано систематическое повторение материала, выделение существенных признаков в изучаемом явлении, организовано сопоставление и разграничение различных понятий => должна быть организована специальная деятельность по формированию данного понятия, необходима основательная работа учителя)

На основании закономерностей формируются принципы обучения.

Принцип обучения – некоторое требование, которое предъявляется к деятельности учителя и выполнение которого обеспечивает достижение целей обучения.

Для выполнения принципов учитель должен знать правила, которые приведут к успешному выполнению того или иного принципа.

Практика обучения

Закономерности, выведенные на основании наблюдения

Принципы обучения (требования к деятельности учителя, к организации обучения)

Реализация принципов на основании правил

Принципы обучения (неполный перечень):

1) наглядности обучения – для прочности усвоения материала необходимо дополнять материал обучения воздействием на чувства ребенка, в том числе визуальные.

«Все, что возможно – предоставлять для восприятия чувствами: видимое – зрением, слышимое – слухом, доступное для осязания – путем осязания, запахи – обонянием и так далее» (Каменский)

Средством наглядности могут быть: натуральные объекты, природные объекты (растения, животные), объемные наглядные пособия (макеты, муляжи, чучела), изобразительные средства (картины, диафильмы), символические (карты, схемы, таблицы), аудиовизуальные средства.

Цель использования наглядности: помогает лучше понять изучаемый материал, стимулирует интерес, развивает наблюдательность.

Правила использования наглядности:

- чем младше дети, чем больше должна использоваться наглядность

- сущность явления, о котором рассказывается, должна очень четко отражаться

- наглядность должна сопровождаться предварительным рассказом учителя: что будет показано, на что обратить внимание, с последующим анализом (что было увидено)

- всем детям должно быть одинаково хорошо видно

- по мере взросления учеников средства наглядности должны усложняться (в младшем – натуральные объекты, в старшем – графики, схемы)

2) доступности обучения – требует, чтобы материал, изучаемый ребенком, его объем методы изучения, соответствовали возможностям ученика, уровню его интеллектуального, нравственного и эстетического развития. Изложению нового материала должно предшествовать повторение старого. В изложении по возможности использовать аналогию, сравнение, сопоставление нового, неизвестного, с уже известным. Также вредно, если учитель ведет изложение на низком уровне трудности.

3) сознательности и активности обучения – при реализации этого принципа учитель должен так организовать обучение, чтобы знания усваивались в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность предполагает позитивное отношение учащихся к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем. Активность – интенсивная умственная и практическая деятельность на уроке.

Правила:

- четко объяснять цели и задачи урока

- использовать активные методы обучения

- учить находить причинно-следственные связи

4) принцип последовательности в обучении – преподаватель должен передавать знания в системе, логически выстраивая свое изложение. На каждом уроке должны выделяться смысловые и логические центры и эти центры должны в сознании учеников связываться между собой. Должна формироваться система знаний. Использовать планы, схемы, которые бы показывали, как связаны между собой новое и уже изученное. По возможности использовать межпредметные связи.

4) прочности обучения

Зависит от двух факторов: самого материала и субъекта (ученика)

- при обучении обязательна интеллектуальная активность ребенка (самостоятельно добывает знания)

- использование разных методов изложения материала (каждому подойдёт свой)

- при изложении показывать связь изученного и нового материала (чтобы знания накладывались)

5) принцип связи теории с практикой – знания, получаемые детьми, всегда должны ими восприниматься как знания необходимые для той или иной области жизни или познания.

Правила:

- показ применения теоретических знаний (правила правописания, например)

- опора при обучении на известный практический опыт учащихся

- показ области применения знаний в промышленности, в современных технологиях

6) научности обучения

и т. д.

Все принципы реализуются в комплексе и в идеале должны использоваться все.

Задачи дидактики как науки:

- проводит анализ процесса обучения и выявляет его закономерности

- обосновывает и объясняет принципы обучения, выявляет правила

- определяет содержание обучения на каждом временно́м этапе

- разрабатывает методы обучения, рассматривает пути их совершенствования

- характеризует материальные средства обучения

В различных учебниках мы можем встретить смешение понятий «цели» и «задачи» дидактики, их разделение (целей и задач) достаточно условно. Мы можем назвать глобальной такую цель дидактики как совершенствование процесса обучения.

Цели обучения:

  1. Формирование знаний как системы понятий и способов деятельности

  2. Формирование компетенций (вопрос о компетенциях появляется только в 2010‑2011 годах)

  3. Повышение общего уровня умственного развития, формирование потребностей и способностей к самообучению, умения учиться самостоятельно

Задачи обучения:

  1. Стимулирование учебно-познавательной активности

  2. Развитие мышления, памяти, творческих способностей

  3. Совершенствование учебных умений и навыков

  4. Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры

Любой учитель, организуя свою деятельность, должен ставить эти задачи перед собой и решать их на каждом уроке