30. Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920).
Разрушение существовавшей системы образования и первые шаги по созданию новой системы (1917-1920 гг.). Все учебные заведения переходили в подчинение народного комиссариата по просвещению (Наркомпроса). В январе 1918 г. были ликвидированы учебные округа, упразднены должности директоров и инспекторов народных училищ. Управление начальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В губернских, уездных и областных Советах были созданы отделы народного образования (ОНО), руководившие строительством новой школы, которая была отделена от церкви и впервые стала светским учреждением.
Все декреты о народном просвещении (более 30), принятые в первые месяцы Советской власти, нашли отражение в двух главных документах, принятых в сентябре 1918 года: «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе». Эти документы закрепили также структуру школы: 1-я ступень — 5 лет и 2-я ступень — 4 года, состоящая из двух концентров 2+2 года. Окончив первый концентр и получив 7-летнее образование, учащиеся могли поступать в техникумы и другие профессиональные средние учебные заведения.
Оба эти документа требовали учета интересов учащихся, стимулирования их самостоятельности и активности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью. В «Основных принципах» утверждалось научно-материалистическое содержание образования и передовые методы учебно-воспитательной работы, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе. Значительное место отводилось физическому и эстетическому воспитанию: гимнастике, играм, спорту, ритмике, рисованию, лепке, нению и музыке.
Было введено совместное обучение мальчиков и девочек, обучение на родном языке, отменены наказания, введено самоуправление. При всей демократичности подобных преобразований они не были свободны от ошибок: переоценки трудового воспитания, снижения роли учителя в педагогическом процессе, крайней политизации школы. В программе ВКП(б), принятой VIII съездом в 1919 году, прямо говорилось, что школа должна быть превращена «в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества».
26 декабря 1919 года был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал все население Советской республики от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Для детей рабочих и крестьян, не имевших возможности при царизме обучаться в средней школе и вышедших уже из школьного возраста, в 1919 году стали организовываться учебные заведения нового типа — рабочие факультеты (рабфаки), дававшие в течение 4 лет среднее образование, достаточное для поступления в высшую школу.
Разрушительные действия большевиков вызвали недовольство значительной части учительства (в основном средней школы), входившего во Всероссийский учительский союз и организовавшего в декабре 1917 - марте 1918 гг. массовую стачку педагогов. Руководители государства и партии рассматривали учительство как важнейшую педагогическую силу, поэтому большое внимание было обращено на формирование нового педагогического корпуса. В 1918 году было проведено несколько съездов по просвещению, на которых выступали первые лица государства, и образован новый профессиональный союз педагогов.
Большую роль в переподготовке учительства сыграли учительские курсы. Только летом 1918 года было проведено более 100 краткосрочных педагогических курсов для подготовки новых учительских кадров. Учительские семинарии были преобразованы в трехгодичные педагогические курсы, увеличено их число, а учительские институты — в высшие педагогические учебные заведения. Для подготовки учителей школ второй ступени были открыты новые педагогические институты.
Осенью 1918 года Ярославский учительский институт преобразуется в педагогический. С 1919 г. он входил в состав Ярославского университета в качестве факультета, а с 1924 г. вновь существовал самостоятельно. К концу 1920 года в РСФСР было 57 высших педагогических учебных заведений и 154 трехгодичных педагогических курса.
31. Пед-ие поиски и экспериментирование в школах в 1921-1930гг.
Педагогические поиски 20-х гг. В 20-х годах сложилась разнообразная по видам учебных заведений система школьного образования. Начальная школа (4 года обучения) являлась базой для школ низшего профессионального образования. Фундаментом всей школьной системы стала семилетняя школа с двумя ступенями: первая -4 года, вторая-3. Она была базой или средних профессионально-технических учебных заведений - техникумов.
Старшие классы (8-й и 9-й) девятилетней общеобразовательной школы служили основой для высшего образования. В некоторых школах дополнительно вводилось изучение различных профессий, проводилась производственная практика. Это увеличивало срок обучения - появились 10-е классы. С 1929 года их ввели во всех средних школах.
С 1921 года быстро развивались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), возникшие в 1918 году как форма профессионального обучения подростков, работающих на предприятиях. Они имели четырехлетний срок обучения и наряду с профессиональной подготовкой обеспечивали общее образование в объеме семилетней школы.
В 1923 году в сельской местности стали возникать школы крестьянской (с 1930 г. - колхозной) молодежи (ШКМ) с трехлетним сроком обучения. Помимо общеобразовательных предметов в объеме семилетней школы, в учебные планы были включены агрономические знания и сельхозпрактика.
В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки (ФЗС). получившие широкое распространение к концу 1929 года. Здесь, кроме общего образования, учащиеся знакомились с трудовыми приемами и производственными процессами.
Значительно увеличилось в это время количество рабочих факультетов (рабфаков), подготавливающих рабоче-крестьянскую молодежь к поступлению в высшие учебные заведения. Количество учащихся в общеобразовательных школах к концу 20-х годов почти удвоилось в сравнении с дореволюционным периодом.
В 1923-1925 годах были введены комплексные программы. Обучение велось по единым комплексам, в изучение которых включались все предметы, что приводило к нарушению их научной логики. Так, учащиеся ШКМ, которые во второй половине 20-х годов стали основным типом школы на селе, изучали в начале учебного года по основным общеобразовательным предметам комплексную тему № 2: «Результаты урожая нынешнего года и составление хозяйственных расчетов по распределению и использованию продукции на год». По основам сельскохозяйственного производства учащиеся изучали планирование использования урожая и способы его хранения и переработки. По биологии - виды запасных питательных веществ у растений. По физике -три состояния тел, замерзание различных тел, продуктов и животных организмов. По химии - воздух и его состав, изменение его состава от дыхания и гниения.
Внутри каждой комплексной темы информация располагалась по трем блокам: 1) природа и человек; 2) труд; 3) общество. Идея комплексного построения программ направляла школу, с одной стороны, на сближение с жизнью, а с другой - вела к нарушению систематичности усвоения знаний.
Был разработан бригадно-лабораторный метод. Учащиеся разделялись на бригады, которые работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 недель до 1 месяца. После выполнения всех заданий проводились заключительные занятия, на которых отчитывались бригады. Оценивалась вся работа бригады в целом, а индивидуальный учет деятельности каждого ученика отсутствовал.
Еще одной новацией стал метод проектом. Систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке заменялось работой по выполнению заданий-проектов таких, как «Поможем ликвидирован) неграмотность», «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан» и др. Учащиеся, работая на фабрике, заводе, и школьных мастерских, в колхозе, на учебно-опытном участке, приобретали лишь те знания, которые были связаны с выполняемой ими практической работой. Это привело к снижению уровня общеобразовательной подготовки и ухудшению качества знаний учащихся.
Все вышеназванные попытки массового внедрения новых подходов к организации учебной работы без их достаточной и длительной экспериментальной проверки были в начале 30-годов прекращены.
В школах были созданы самые разнообразные органы школьного самоуправления учащихся: старосты в классах, советы старост и общешкольные комитеты учащихся, детские парламенты и т. д.
Под руководством комсомола в 1922 году была создана коммунистическая организация детей и подростков СССР (юные пионеры). Комсомольцы в этой работе использовали опыт самой распространенной формы буржуазной детско-юношеской системы воспитания «скаутинг». Пионерские отряды создавались в то время при фабриках, заводах, в учреждениях, рабочих клубах, избах-читальнях и т. д.; пионеры разных отрядов, обучавшиеся в одной школе, объединялись в форпосты.
34. Пед-ие идеи П.П. Блонского и С.Т. Шацкого.
Развитие педагогической теории. В процессе строительства советской школы в 1921-1930 годах был накоплен богатый и ценный опыт, широким фронтом велась научно-исследовательская работа. Среди большого числа педагогов этого периода заслуживает внимание деятельность А.В.Луначарского, Н.К. Крупской, и СТ. Шацкого.
Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933). Идейной основой строительства социалистической системы образования, по его мнению, явилась «философия трудовой школы» - концепция, охватывающая весь комплекс проблем созидания новой культуры. На посту наркома он проводил реформу политехнизации образования. Политехническая трудовая школа, по его мнению, должна опережать современность и стать прообразом формирующихся социалистических отношений. А.В. Луначарский участвовал в формировании системы высшего и профтехобразования, в перестройке научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Он был теоретиком искусства и литературы, критиком, писателем, драматургом, публицистом и выдающимся оратором.
Заместителем наркома Луначарского с 1917 года работала Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). В эмиграции она изучала теорию и историю педагогики, организацию образования России и европейских стран. Н.К, Крупская участвовала в создании системы народного образования и в разработке основополагающих документов по реформированию школы. В 20-е годы она привлекла к научной деятельности педагогов: II.П. Блонского, С Т.Шацкого, Ы.Н. Иорданского. Н.В. Чехова и др. Созданная под ее руководством научно-педагогическая секция Государственного Ученого Совета (ГУСа) стала теоретическим центром советской школы и педагогики.
Большой вклад внесла Н.К. Крупская в разработку теоретических основ политехнизации, семейного воспитания, деятельности детских и юношеских организаций, в становление теории и практики дошкольного воспитания, истории педагогики. Мировоззрению Крупской в 20-е годы были свойственны переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых интересов в оценке педагогических явлений.
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) блестяще осуществил идею трудовой школы на практике. Это был одаренный человек: певец, актер, режиссер и агроном, но главным делом его жизни стала педагогика. После окончания естественного факультета Московского университета он учился в консерватории, потом поступил в Петровскую (ныне Тимирязевскую) земледельческую академию.
В 1905 году Шацкий вместе с другими педагогами организовал летнюю трудовую колонию для детей и подростков в Щелкове под Москвой, а затем -клубы для организации воспитания детей в городе. Свою главную педагогическую идею он выразил так: «Трудовая школа есть, по существу, хорошо организованная детская жизнь». В 1911 г. в Калужской губернии им была создана детская трудовая колония «Бодрая жизнь», опыт которой он изложил в книге такого же названия. Здесь он стремился создать условия для формирования самоуправляющегося детского коллектива и для всестороннего развития детей.
В 1919 году Шацкий создал «Первую опытную станцию по народному образованию» с городским и деревенским отделениями. Она представляла собой систему опытных учреждений - детских садов, школ, клубов, общежитий, мастерских и сельхозучастков, отделения для подготовки педагогов. Здесь разрабатывались и на практике проверялись вопросы учебно-воспитательной работы советской, школы.
Увлечение СТ. Шацкого идеей трудовой школы привело его к переоценке возможностей детей. Он считал, что молодое поколение в период обучения в трудовой школе сможет создать такие материальные ценности, которые позволят им в будущем не работать, а заниматься свободным творчеством в области науки, искусства и предпринимательства.
Таким образом, в 1921-1930 годах были заложены основы социалистической педагогики и школы. Это был период творческих исканий, не свободный от существенных ошибок, но в целом характеризующийся демократизмом и гуманистической направленностью.
- История педагогики и образования как область научного знания.
- 2. Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве.
- 3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.
- 4. Зарождение пед-ой теории в Др. Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
- 5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.
- 6. Сословный хар-р воспит-я в феодальном об-ве (10-14вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.
- 7. Воспит-е в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.
- 8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).
- 9. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (14-16вв). Братские школы.
- 10. Педагогическая система Каменского.
- 11. Педагогическая теория Дж. Локка.
- 12. Педагогическая теория ж.-ж. Руссо.
- 17. Педагогические взгляды французских материалистов 18в (к.А. Гельвеций, д. Дидро).
- 21. Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть и.И. Бецкого, ф.И. Янковича, н.И. Новикова.
- 18. Школа в России в 1 первой половине 19в. Создание гос-ой системы образования.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической пед-ки.
- 23. Жизнь и пед-ая деят-ть к.Д. Ушинского.
- 25. К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка.
- 27. Пореформенные изменения системы образования в России (2 половина 19в).
- 28. Зарубежные пед-ие теории конца 19 – начала 20вв (Дж. Дьюи, г. Кершенштейнера, а. Лая, р. Штайнера).
- 29. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-начале 20вв. (н.А. Корф, в.И. Водовозов, н.Ф. Бунаков, в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев, п.Ф. Лесгафт).
- 29. Развитие системы образования в России в начале 20в.
- 30. Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920).
- 32. Феномен а.С. Макаренко и совр школа и пед-ка. Пед-ая система а.С. Макаренко.
- 38. Советская школа как пед-ий феномен; ее особенности и тенденции развития (1917-1991).
- 38. Основные тенденции развития образования в совр мире.