logo search
vozrostnye_tehnologii

2. Сущность и особенности социально- культурной деятельности с детьми и подростками.

Культурно-воспитательная деятельность-это процесс формирования всесторонне развитой личности по средствам приобщения детей и подростков к культуре и самодеятельности т.е. это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга. Дети - лица, не достигшие совершеннолетия. Период детства подразделяется на следующие возрасты: младенческий — до 1 года, преддошкольный (ясельный) — от 1 года до 3 лет, дошкольный — от 3 до 7 лет, младший школьный — от 7 до 12 лет, средний школьный — от 12 до 14 лет, старший школьный — от 14 до 17 лет.  Подростки - это еще не взрослый, но уже не ребенок, некое переходное состояние, с трудом умещающееся в возрастные рамки от min – 11, max – 19 лет, либо пока сам себя им осознаешь, и, таким образом, это состояние может продолжаться всю жизнь.  Специфика культурно-воспитательной деятельности с детьми определяется теми психологическими, возрастными особенностями, которые характерны для этого периода (эмоциональное и непосредственное восприятие мира, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и т. д.), а так же тем социальным положением в которое поставлен ребенок. Перед детскими внешкольными учреждениями и учреждениями культуры встает прежде всего задачи:

Подростковый период характеризуется бурным становлением характера и самоутверждением личности. В этот период формируется представления о мире, происходит нравственное становление личнсти, всего духовного мира. Быстро растет самосознание и самоутверждение подростка, которую он ревниво охраняет. Появляются негативные моменты. Этот период называется трудным, чувства маскируются внешней грубостью. Эмоции неустойчивы. Возрастает интерес к вопросам пола, который связан с половым созреванием. Затрудняется обучаемость. Наблюдается систематическая неуспеваемость, трудная воспитуемость, систематическое нарушение дисциплины и отрицательное влияние на сверстников. Меняется отношение к жизни происходит определение интересов и склонностей.

В структуру культурно-воспитательной деятельности входит:

Культурно-воспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях основывается на досуге и носит сугубо добровольный характер в отличии от обязательных школьных занятий. Ребята могут проявлять свою инициативу и самодеятельность, свободный выбор занятий делают эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей и подростков. Они могут выбирать занятия по душе и снять психологическое напряжение в процессе учебных занятий в школе. Культурно-воспитательная деятельность выполняет следующие функции: Воспитательная функция.

Культурно-творческая функция

Разносторонняя образовательная деятельность.

Организация отдыха 

Реабилитационная функция

На сегодняшний день в России сложилась разветвленная сеть детских культурно-воспитательных учреждений и организаций:

Ерошенков И. Н. «культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков». – М., 2004г. «Организация и методика культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками», Пермь, 1997г. Олиференко Л. Я. «Социальная поддержка детей», М., 2007г.