Тема: Задачи и содержание курса истории и москвоведения в начальных классах
Основные факторы обучения связаны с ответами на вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить?
Зачем - это цели, которые определяются государством и обществом.
Цели исторического образования:
а)овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;
б)развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;
в)формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;
г)развитие интереса и уважения к истории и культуре народов;
д)воспитывать патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего ценность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
е)знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем и др.
Педагогические требования к целям обучения:
а)формирование мировоззрения, воспитание моральных качеств, развитие мышления, познавательной активности, самостоятельности и интересов учащихся;
б)цели должны вытекать из содержания преподаваемых предметов;
в)учет психологических особенностей младших школьников (доступность, посильность, которая опирается не только на познавательные способности учащихся и время. отводимое на обучение, но и уровень развития методики и оборудования учебного процесса);
г)учет индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Цели обучения общественным дисциплинам связаны с целями обучения по другим предметам (межпредметные связи): историей, географией, чтением, природоведении и др.
Условия реализации целей обучения:
а)специфика содержания курса, главы, параграфа,
б) личностный опыт учащихся, уровень их умственного развития,
в) средства, которые могут быть использованы в обучении,
г) роль данного материала в дальнейшем процессе обучения,
д) время, отведенное на преподавание предмета.
Чему учить - это содержание обучения в соответствии с ГОС, программами и учебниками. Оно усваивается посредством определенной методической организации обучения, включающей классные, внеклассные и внешкольные занятия.
Закон РФ “Об образовании” Ст. 9 “Образовательные программы направлены на решение формирования общей культуры личности, адаптации личности в жизни общества, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ”.
Концепции опираются на образовательные стандарты
.....................
....................................
При изучении курса истории в начальных классах учащиеся должны знать: (Саплина)
что и как изучает история;
как ведется счет лет в истории;
особенности и условные знаки исторической карты;
виды исторических источников (вещественные, письменные, устные);
символику Российского государства.
уметь:
рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края;
описывать жилища, предметы быта, одежду разных времен отечественной истории;
называть наиболее значительные памятники культуры Отечества и родного края, имена их создателей;
описывать герб и флаг России, герб родного города;
применять счет лет в истории; показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду;
выделять главное в тексте учебника, пересказывать содержание, самостоятельно строить рассказ;
объяснять отдельные исторические термины;
связно и логично отвечать на вопросы;
самостоятельно выполнять творческие задания.
знать: (Ворожейкина)
даты важнейших событий в истории Отечества (988 г. – крещение Руси, 1380 г. – Куликовская битва, конец XVII – начало XVIII в. – преобразования Петра I, 1812 г. – Отечественная война, февраль 1917 г. – Февральская революция, октябрь 1917 г. – Октябрьская революция, 1941-1945 гг. – Великая Отечественная война, 1961 г. – полет Юрия Гагарина в космос, 1991 г. – начало новой России);
основной закон страны;
народы, населяющие Россию (не менее 3);
права ребенка;
государственные праздники Российской Федерации;
исторически и культурные памятники страны, достопримечательности родного края (не менее 3).
уметь:
определять последовательность исторических событий (раньше, позже), соотносить год с веком;
находить на исторической и современной картах России и мира территории, границы государств, крупные города, торговые пути, места исторических событий;
приводить примеры отечественных исторических и культурных памятников;
сравнивать (по предложенному плану) памятники отечественной культуры, предметы быта, выявляя общее и отличия;
рассказать о важнейших событиях отечественной истории.
Курсы история и москвоведение в начальной школе представлены следующими учебно - методическими комплексами:
1)Саплина Е.В. и Саплин А.И. Введение в историю. 3,4 кл. - учебник.
Книга для учителя. 3 и 4 кл.
Рабочая тетрадь.
2)Ворожейкина Н.И.. Студеникин М.Т. Рассказы по родной истории. 5 кл., учебник.
3)Студеникин М.Т. История России. 3-4 кл. , учебник.
4)Жунина О.В. Москвоведение. 3-4 кл. учебник, рабочая тетрадь.
5)Здравствуй, Москва. Под ред. Поникаровой Н.М., Гореловой Н.А. 2-4 кл., Рабочая тетрадь.
- Тема: Предмет и задачи методики обучения предметам общественного цикла.
- Тема: Задачи и содержание курса истории и москвоведения в начальных классах
- Тема: Методы и приемы обучения
- Наглядный метод обучения.
- Вещественные памятники прошлого и изобразительные наглядные средства.
- Методика работы с учебной картиной.
- Условнографическая наглядность.
- Тема: Формы и типы организации процесса обучения истории и москвоведения в начальной школе.
- Урок проверки и учета знаний.
- Тема: Структура исторического знания и методика его представления в начальной школе.
- Тема: Формирование пространственно - временных представлений у младших школьников.
- Формирование временных представлений.
- Формирование пространственных представлений у младших школьников.
- 2)Уметь: узнавать и называть на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; находить на карте знаки по легенде.
- Тема: Методика формирования исторических представлений и работа над понятиями в начальной школе
- Исторические источники.
- Формирование исторических представлений.
- Методика формирования исторических представлений.
- Методика работы над историческими понятиями.
- Тема: работа с учебником, иллюстрациями, рабочей тетрадью
- Первоначальное ознакомление учащихся с учебником.
- Работа с терминологией и отдельными элементами текста учебника.
- Объяснительное чтение учебника.
- Работа с документами, помещенными в учебниках.
- Использование вопросов и заданий в учебнике.
- Организация, формы, приемы проверки.
- Формы проверки:
- Оценка, отметка и комментирование учителем результатов обучения.