Тема 1. Воспитание как общественное явление. Воспитание отно-
шений как процесс личностного и индивидуального развития детей.
Тема 2. Общие методы и средства воспитания.
Тема 3*. Формирование готовности ребенка к ненасильственному
взаимодействию.
Тема 4. Роль детского коллектива в воспитании, развитии ребенка.
Тема 5. Нравственное и эстетическое воспитание школьников.
Тема 6. Гражданское воспитание школьников.
Тема 7. Формирование мировоззрения школьников в общей сис-
теме учебно-воспитательной работы.
Тема 8. Физическое и трудовое воспитание школьников.
Тема 9. Совместная воспитательная работа школы, семьи и обще-
ственности.
Тема 10. Организация самовоспитания детей.
Тема 11**. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Воспитание как общественное явление. Воспитание
отношений как процесс личностного и индивидуального разви-
тия детей.
Отличие специфики воспитания от процесса обучения и необхо-
димость разработки его теоретических основ. Воспитание в широком
*
Тема изучается самостоятельно в соответствии с программой и содержа-
нием учебно-методического пособия «Основы ненасильственного взаимо-
действия в начальной школе». Результаты самостоятельной работы кон-
тролируются на коллоквиуме.
**
Тема изучается самостоятельно по предлагаемому плану. Результаты са-
мостоятельной работы контролируются на коллоквиуме.
5
и узком смысле слова. Формирование отношений как важнейшая за-
дача воспитания.
Понятие «воспитание» как центральная категория научного ос-
мысления профессиональной педагогической деятельности. Понятие
«воспитание» как общественное явление. Единство воспитания и
жизни. Смежные педагогические понятия: «становление», «формиро-
вание», «развитие». Признаки содержания понятия «воспитание».
Сущностные характеристики понятия «самовоспитание». Специфика
понятия «перевоспитание». Подвижность центральных педагогиче-
ских понятий теории воспитания.
Профессионально-педагогическая позиция в выявлении сущности
воспитания. Сущность процесса воспитания (содержание центрально-
го определения). Факторы развития личности. Воспитание как соци-
альное явление. Воспитание как искусство. Воспитание как формиро-
вание личности и развитие индивидуальности.
Цели воспитания: предвидение результата деятельности педагога-
профессионала. Специфические черты целей воспитания как социально-
психологического феномена. Общий характер целей воспитания: воз-
можность сохранения в своих границах бесконечной вариативности ин-
дивидуального развития. Показатели и критерии воспитанности школь-
ников. Характеристика закономерностей воспитания. Принципы воспи-
тания: содержательный анализ. Синкретичность принципов воспитания.
Содержательные типы воспитания: целевой аспект. Варианты ор-
ганизации воспитания в образовательных учреждениях.
Основные формы воспитания.
Обзор зарубежных воспитательных концепций.
- Комплексная программа воспитания личности подростка
- Тема 1. Воспитание как общественное явление. Воспитание отно-
- Тема 2. Общие методы и средства воспитания.
- Тема 3. Формирование готовности ребенка к ненасильствен-
- Тема 4. Роль детского коллектива в воспитании, развитии ре-
- Тема 5. Нравственное и эстетическое воспитание школьников.
- Тема 6. Гражданское воспитание школьников.
- Тема 7. Формирование мировоззрения школьников в общей
- Тема 8. Физическое и трудовое воспитание школьников.
- Тема 9. Совместная воспитательная работа школы, семьи и
- Тема 10. Организация самовоспитания детей.
- Тема 11. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа