27. Принципы воспитания личности
Принципы ВП (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Принципы, на которые опирается ВП, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Общественная направленность воспитания
Связь воспитания с жизнью, трудом
Опора на положительное в воспитании
Гуманизация воспитания
Личностный подход
Единство воспитательных воздействий
Общественная направленность воспитания.
В различные времена содержания этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. Принципиальное положение – воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочнение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания.
Следует избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.
Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним.
Связь воспитания с жизнью, трудом.
Общественно полезный труд – это одно из важнейших средств социализации личности, включения в её систему общественных отношений. Правильная реализация принципа требует от педагога:
Понимание учащимися роли труда и жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан
Уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности
Опора на положительное.
Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, - задача воспитания, направленного на облагораживание личности. Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа:
Гуманизация воспитания.
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, ещё один важный принцип – гуманизации. Он требует:
Гуманного отношения к личности воспитанника
Уважения его прав и свобод
Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований
Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования
Уважения права человека быть самим собой
Личностный подход.
Во всех педагогических руководствах подчёркивается значение двух принципов: учёта возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Личностный подход понимается как опора на личные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников
Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и всё усложняющейся по трудности воспитательной деятельности
Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели
Единство воспитательных целей.
Этот принцип требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанником согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
- 26. Процесс воспитания, его специфика и структура.
- 27. Принципы воспитания личности
- 28. Содержание процесса воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в рб.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников
- Условия воспитания культуры умственного труда личности:
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.
- 38.Технологии и формы воспитательной работы.
- 39.Школьная среда и ее влияние на развитие личности.Ученический коллектив и методика его формирования.
- 40.Формирование положительной концепции я-ученика.
- 41.Методы воспитания и их классификация
- 42.Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи
- 43.Личность современного учителя и ступени его проф.Роста
- Профессиональная умелость
- 44.Функции и содержание деятельности классного руководителя Воронов с 60
- 45. Пед.Мастерство и его структура
- 46. Пед. Общение, его функции и структура. Культура пед.Общения
- 48. Пед.Конликты и их преодоление
- 49.Основы управления современной школой
- 50. Метод.Работа в школе и аттестация пед. Кадров