logo search
691200_9E8F7_nikitina_t_a_gudzovskaya_a_a_obsh_

Профиль психологических трудностей общения социальных работников

Экспрессивно-речевые особенности партнеров

Социально-перцептивные особенности партнеров

Отношения-обращения партнеров друг к другу

Навыки организации взаимодействия

Условия общения

Общение в процессе обслуживания пенсионеров

10.5

10.4

10.9

12.3

11. 9

Общение в процессе обслуживания женщин, имеющих льготы как матери

9.9

9.4

11.4

11.4

10.4

Общение с другими партнерами

8.4

6. 8

7.9

8.5

7.4

Анализ полученных данных позволяет зафиксировать наибольшую чувствительность социальных работников к навыкам организации взаимодействия, к которым относятся: неумение слушать, завершать контакт, аргументировать свои суждения. Существенный вклад в усиление негативных реакций вносят условия общения (половые, возрастные различия, время и пространство контакта) и отношения-обращения партнеров, к которым относятся: недоверие, пренебрежение, высокомерие, враждебность.

При помощи критерия Вилкоксона были обнаружены достоверные различия по всем шкалам, измеряющим затруднения в общении, между клиентами (как пенсионерами, так и матерями) и партнерами, не являющимися клиентами (р ≤ 0.001). Это свидетельствует о том, что клиенты в целом являются «трудными» для социальных работников людьми, общение с которыми чревато более сильными негативными переживаниями по сравнению с другими группами контактеров. Полученные результаты отражают общую тенденцию возникновений коммуникативных и психологических барьеров при интенсивных и вынужденных контактах с разными группами людей, отличающимися по каким-либо характеристикам от ин-группы представителей конкретной профессии.

По данным обследования муниципальных служащих с целью выявления деструктивных установок в общении было зафиксировано преобладание завуалированной жестокости, предполагающей проявление недоверия в коммуникации (таблица 3). В качестве психодиагностического инструмента использовался Опросник деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко).

Таблица 3