logo search
Лекции ГАК по Соц

Социализированность. Воспитанность

В рамках проблемы социализированности как результата со­циализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контро­лируемой социализации.

О воспитанности. На бытовом уровне воспитанность понимает­ся довольно однозначно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: «Воспитанный человек, выросший в обычных правилах светского приличия, образованный» (В.И. Даль). «Воспитанность - умение вести себя; благовоспитанность» (Сло­варь русского языка. - М., 1957). «Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий вести себя» (там же).

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок поня­тия «воспитание».

Весьма интересным представляется мнение К.Д. Ушинского, который писал, что воспитанность - это «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

В русле предложенного в этом учебнике подхода к воспитанию как составной части социализации и исходя из понимания соци­ального воспитания как планомерного создания условий для от­носительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека, воспитанность можно лишь условно выде­лить из социализированности.

О социализированности. Единой точки зрения на то, что представ­ляет собой социализированность человека, не существует. Трактовки социализирован­ности весьма многообразны (это показала в своем исследовании А.С. Волович) и в большой мере зависят от того, в русле какого подхода к социализации они рассматриваются.

В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализа­ции социализированность в общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным об­ществом». Социализированность определяется как «результатив­ная конформность индивида к социальным "предписаниям"».

Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализирован­ность должна основываться на усвоении им не просто суммы раз­личных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что социа­лизация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

Существенно иначе трактуют социализированность исследова­тели, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный процесс. Они считают, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собст­венного развития и в какой-то мере общества в целом.

Мудрик А.В. определяет социализированность как достижение человеком опре­деленного баланса адаптированности и обособления в обществе.

О мере адаптации человека в обществе свидетельствует ряд признаков:

степень овладения ролевыми ожиданиями и предписаниями, характерными для общества в различных сферах жизнедея­тельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.), а также знаниями, умениями и установками, необходимыми для их реализации;

наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера со­гласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды);

необходимый на данном возрастном этапе уровень образо­вания.

В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:

наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);

наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психоло­гическая автономия);

реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная ав­тономия);

мера готовности и способности самостоятельно решать собст­венные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, само­реализации, самоутверждению; гибкость и одновременно ус­тойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески под­ходить к жизни - креативность (поведенческая автономия).

Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сфор­мировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене­ния статуса больших групп населения, превращают их социализи­рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове­ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на­оборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо­дом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

№ 8.

Семья – основной институт социализации личности ребенка.

По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов — исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.

Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, выступающие своеобразными трансляторами социального опыта, вследствие причастности к которым осуществляются социализация индивидов и освоение личностью социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

Однако роль различных социальных институтов в социализации ребенка не одинакова. К таким социальным институтам, которые можно с полным правом назвать институтами социализации, относятся семья, образование, культура и религия.

Семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и глав­нейшим институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Разви­тие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к опреде­ленному сужению роли семейной педагогики в вос­питании детей. Однако сужение воспитательной фун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности. Семья в силу глубокой специфичности ее воздей­ствия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных кол­лективов.

Если социальные институты успешно справляются со своими задачами, то процесс социализации ребенка происходит «естественным путем». Однако в этом процессе могут происходить «сбои», причина которых заключена или в самом ребенке, или в социальном институте, который не выполняет задачи целенаправленного влияния на формирование личности. Например, для ребенка слепого и глухого с рождения или с существенными отклонениями в умственном развитии процесс социализации более трудный, чем для здорового ребенка, а ребенок, у которого родители — алкоголики, испытывает негативное влияние с их стороны, что также значительно усложняет процесс его социализации. И в том и другом случае ребенку потребуется специальная помощь.

Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Основные функции семьи

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники — социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Демографическая ситуация в России сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Коммуникативная функция.Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно пожи­лым людям). Сегодня для семьи является характерным то, что какое-то время ее члены либо просто не общают­ся, либо общаются крайне мало, либо общение прово­дится выборочно. На развитие интеллектуального об­щения в семье значительное влияние оказывает уровень образования супругов и необходимость постоянного самосовершенствования, в том числе в области музы­ки, культуры, искусства, литературы, педагогики, пси­хологии; техники и т. п.

Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отно­шение доверия, чувство защищенности и покоя. Но главное, в чем нуждается человек, так это в том, чтобы его понимали. В этом главное назначение функции общения – обеспечение взаимопонимания как наибо­лее прочного основания семьи. Полное взаимопонима­ние проявляется во взаимной готовности и умении сочувствовать и сопереживать, видеть настроение друг друга; понимать, что любит и чего не любит, что хочет и чего не хочет супруг, супруга или ребенок.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Выражение «мой дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.