38. Советская школа как пед-ий феномен; ее особенности и тенденции развития (1917-1991).
Педагогическая наука во второй половине XX века в России сделала значительные успехи. Особенно это заметно в наименее идеологизированной области - дидактике. Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и другие внесли вклад в теорию обучения. Много было сделано для совершенствования обучения младших школьников Л.В. Замковым, Б.Д. Элькониным, В.В. Давыдовым. В 60-90-е годы создана теория профессиональной ориентации молодежи (А.Н. Волковский, С.Н,Чистякова). Большой вклад в разработку проблем детского коллектива и воспитательных систем школы внесен Л.И. Новиковой, В.А. Караковским, Селивановой. В 90-е годы активизировалась разработка концепций воспитания: М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк. В их концепциях большое внимание уделяется проблеме социализации ребенка.
Демократические преобразования с 90-х годов в стране не могли не сказаться на системе образования. В значительной мере модернизация системы образования была определена принятием Закона об образовании (1992 г.). Во второй статье этого документа сформулированы основные принципы государственной политики в области образования:
гуманистический характер образования;
единство федерального культурного и образовательного пространства:
общедоступность образования, его адаптивность к развитию обучающихся;
светскость образования в государственных и муниципальных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
В Законе дана новая трактовка дефиниции «система образования», пол которой понимается совокупность преемственных образовательных программ и стандартов, сети реализующих их образовательных учреждений и системы органов управления образованием.
Закон определил, что образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Был введен новый тип образовательных учреждений — учреждения дополнительного образования. Основная школа определялась в составе 9 классов, средняя -11.
Плюрализм образования обусловил появление в 90-е годы многообразия образовательных учебных заведений: гимназий, колледжей, лицеев, школ с углубленным изучением тех или иных предметов.
Демократизации содержания образования способствовало принятие в 1993 году базисного учебного плана, имеющего как инвариантную, так и вариативную части. Последняя включает в себя как региональный, так и школьный компоненты.
Вступление в новое тысячелетие ознаменовалось новой попыткой модернизировать отечественную систему образования.
- История педагогики и образования как область научного знания.
- 2. Проблема происхождения воспит-я. Воспит-е в первобытном об-ве.
- 3. Классовый хар-р воспит-я в рабовладельческом об-ве. Зарождение эл-ов гуманистического воспит-я в Др. Греции. Спартанская и афинская системы воспит-я.
- 4. Зарождение пед-ой теории в Др. Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
- 5. Воспит-е и школа в Др. Риме. Пед-ие идеи м.Ф. Квинтилиана.
- 6. Сословный хар-р воспит-я в феодальном об-ве (10-14вв.). Учебные заведения раннего Средневековья.
- 7. Воспит-е в Киевской Руси. Памятники культуры Киевской Руси.
- 8. Гуманистический хар-р воспит-я эпохи Возрождения. Развитие пед-ой мысли. (Витторио да Фельтре, ф. Рабле, м. Монтень, т. Мор).
- 9. Возрождение и развитие образования в Московской Руси (14-16вв). Братские школы.
- 10. Педагогическая система Каменского.
- 11. Педагогическая теория Дж. Локка.
- 12. Педагогическая теория ж.-ж. Руссо.
- 17. Педагогические взгляды французских материалистов 18в (к.А. Гельвеций, д. Дидро).
- 21. Просвещенный абсолютизм в России во 2 половине 18в. Пед-ие взгляды и деят-ть и.И. Бецкого, ф.И. Янковича, н.И. Новикова.
- 18. Школа в России в 1 первой половине 19в. Создание гос-ой системы образования.
- 21. Зарождение и развитие идей коммунистической пед-ки.
- 23. Жизнь и пед-ая деят-ть к.Д. Ушинского.
- 25. К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка.
- 27. Пореформенные изменения системы образования в России (2 половина 19в).
- 28. Зарубежные пед-ие теории конца 19 – начала 20вв (Дж. Дьюи, г. Кершенштейнера, а. Лая, р. Штайнера).
- 29. Развитие теории и методики обучения в российской школе конца 19-начале 20вв. (н.А. Корф, в.И. Водовозов, н.Ф. Бунаков, в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев, п.Ф. Лесгафт).
- 29. Развитие системы образования в России в начале 20в.
- 30. Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920).
- 32. Феномен а.С. Макаренко и совр школа и пед-ка. Пед-ая система а.С. Макаренко.
- 38. Советская школа как пед-ий феномен; ее особенности и тенденции развития (1917-1991).
- 38. Основные тенденции развития образования в совр мире.