logo search
PEDAGOGIKA

Роль учебных дисциплин в формировании научного мировоззрения учащихся.

Мировоззрение — система философских, научных, социально-полити­ческих, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отра­жают в сознании человека общую картину мира и определяют направлен­ность его деятельности. Мировоззрение-система взглядов на мир. Указывает на отношение личности к окружающему. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение(Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.), естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение[2]. Научным считается мировоззрение, которое характеризуется такими чертами, как диалектичность, историчность, эволюционность. Оно обосновывает человеческое бытие законами развития природы и общества. Такое мировоззрение отражает научную картину мира, складывающуюся на основе обобщений современных концепций развития природных и социальных явлений. Образ научной картины мира позволяют формировать все учебные дисциплины, но в особенности - обобщающие (общетеоретические). В законе РФ "Об образовании" говорится, что содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения. 3 компонента мировоззрения: мироощущение, знания (миропонимание), убеждения. Учитель-естественник, во-первых, должен сам свободно владеть соответствующим мировоззренческим багажом, во-вторых, иметь на вооружении специальные методики, позволяющие формировать научное мировоззрение средствами предмета. В-третьих, необходимо наличие средств предмета базисной целью которых является формирование научного мировоззрения.  Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы знаний, взглядов и убеждений (структуры мировоззрения), которые проявляются в разных видах деятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность. Различные учебные дисциплины вносят различные вклады в формирование мировоззрения. Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирует художественную самодеятельность учащихся. Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры).

Конечно, мировоззрен­ческое и нравственное значение отдельных учебных предметов и изучаемого материала далеко не одинако­во, однако в своей совокупности они оказывают боль­шое влияние на формирование поведения учащихся. по применению усваиваемых знаний на практике, учителю необходимо добиваться глубокого осмысления и прочного овладения мировоз­зренческими и нравственными идеями и выводами.

Физика, естествознание в целом отвечают за формирование таких понятий, как миропонимание, общая картина мира. Естественные науки образуют естественнонаучную картину мира, а общественные - социально-историческую картину действительности. Математика: понимание предмета мате­матических дисциплин, понимание связи матема­тики с действительностью, с другими науками, способность самостоятельно добывать знания, ставить новые вопросы, способность логически мыслить, умение анализировать, умение критически ос­мысливать материал. Физика- экспериментальное изучение материального мира.