2. Университеты в системе открытого образования
Повышение интереса государства к результатам деятельности высших учебных заведений связано с двумя выше факторами: во-первых, с исключительно быстрым ростом сферы высшего образования и, во-вторых, с ограничением государственных расходов на высшее образование. Расширение сферы высшего образования в условиях ограниченности государственных средств привело к возникновению угрозы снижения качества обучения, в частности, из-за увеличения численности студентов в группах, меньшего внимания преподавателей к отдельным студентам. Все это, в конечном счете таит в себе угрозу ухудшения результатов деятельности высших учебных заведений.
Снижение государственного финансирования происходило на фоне опережающего инфляцию роста расходов колледжей и университетов. Сокращение государственного финансирования и быстрый рост расходов привели к быстрому устареванию оборудования, помещений высших учебных заведений, учебных фондов библиотек, снижению требований к квалификации педагогических кадров, нехватке адекватного научного оборудования и учебно-методических материалов и т.д. В этих условиях многие страны последовали за США и взяли на вооружение опыт этой страны по расширению финансирования высших учебных заведений за счет студентов или заинтересованных лиц, организаций, фирм.
Одновременно были ужесточены государственные регламентации, касающиеся ответственности высших учебных заведений за результаты своей работы. Система оценки деятельности высших учебных заведений и мониторинг того, как они выполняют поставленные перед ними задачи, позволили привязать государственное финансирование отдельных учебных заведений к результатам их деятельности. В последнее десятилетие политика планирования и распределения финансовых ресурсов между колледжами и университетами в соответствии с достигнутыми результатами стала играть основную роль в политике государственного финансирования высшей школы[6].
Переход от элитарного к массовому высшему образованию привел, подчеркивает Дж. Карри, в период экономических трудностей к
112
радикальным изменениям в деятельности университетов. Государство, бывшее основным источником финансирования высшего образования во многих развитых странах, оказывало на университеты давление, с тем, чтобы они продемонстрировали максимальную отдачу от использования государственных средств, выделенных на развитие образования, и увеличивали свои бюджеты за счет привлечения частных средств. По словам министра образования Австралии А. Ванстоун, чтобы выжить и процветать в быстро меняющемся мире, университеты должны войти в рынок и стать предприятиями бизнеса, ориентированными на потребителя. Университеты должны приспособиться к глобализации, что уже делают другие отрасли.
Сокращение государственного финансирования заставило университеты приблизиться к рынку - через установление более тесных связей с частными промышленными фирмами, создание коммерческих подразделений, продажу образовательных услуг иностранным студентам и т.д. Многие страны последовали примеру США в политике "приватизации" университетов, однако не все подражали американской модели. В ряде стран Европы, где высшее образование не столь конкурентоспособно и рыночно ориентированно, обучение в университетах все еще бесплатное. Используя такие аргументы, как необходимость сохранения своего места на глобальном рынке, увеличения числа высокооплачиваемых рабочих мест и достижения процветания, правительства США, Канады, Великобритании и Австралии проводили политику, приведшую высшее образование этих стран к "академическому капитализму". Университеты все больше функционируют как своеобразные рыночные структуры, в результате, по словам Слотера и Лесли, возникает "академический капитализм". Об этом свидетельствуют введение или увеличение платы за обучение в вузах, переход от предоставления студентам стипендий к предоставлению им образовательных кредитов, а также к проведению в вузах коммерчески выгодных исследований в ущерб фундаментальным. Вузы вынуждены добиваться увеличения своих доходов за счет коммерческой деятельности, привлечения частных пожертвований, заключения контрактов с фирмами на проведение исследований и подготовку кадров и т.п.
Стремясь получить международное конкурентное преимущество, правительства стимулировали установление более тесных связей между бизнесом и высшим образованием. Высокотехнологичные исследования все больше проводятся в рамках консорциумов бизнеса, государства и университетов, специально создаваемых для удовлетворения краткосрочных интересов отдельных клиентов. Поскольку учреждения высшего образование являются ключевыми членами этих партнерств, соответствующая деятельность оказала серьезное влияние на организацию вузовских исследований и подготовку
высококвалифицированных специалистов.
113
Мы обрисовали состояние дел с университетами в мире. Как обстоят дела в России? Многие означенные выше проблемы характерны и для отечественных университетов. Каков же видится облик современного российского университета? Сосредоточим внимание на университетах нетехнического профиля, в основном по причине ограничений объема представляемого в пособии материала. Желающие познакомиться с перспективными структурами технических университетов, могут это сделать, изучив соответствующую литературу.
Говоря о перспективном университетском комплексе, успешно решающем вышеуказанные проблемы, присущие мировому образовательному сообществу, мы будем ориентироваться на разработках Университетского образовательного комплекса Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в этой области.
Университетский образовательный комплекс МЭСИ представляет собой единую функционально взаимосвязанную совокупность образовательных подразделений, а также образовательных учреждений-партнеров Университета,
скоординированная деятельность которых обеспечивает реализацию в системе открытого образования профессиональных образовательных программ высшего, среднего специального, дополнительного образования и довузовской подготовки, реализуемых в г. Москве и регионах по всем формам обучения с использованием прогрессивных образовательных технологий.
Целью формирования и функционирования Университетского образовательного комплекса является создание необходимых условий для осуществления программ непрерывной подготовки высокообразованных и высококвалифицированных специалистов к полноценному и эффективному участию в профессиональной и общественной жизни в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий посредством развития системы открытого образования.
Создание Университетского образовательного комплекса обеспечивает:
обеспечение условий преемственности профессиональных образовательных программ различного уровня и непрерывности образовательного процесса с учетом постоянно возрастающих требований к объему и содержанию знаний специалистов, предъявляемых со стороны рынка труда;
формирование экспериментальных площадок для апробации методик и технологий открытых образовательных систем, реализующих программы профессионального образования различных уровней;
114
. формирование учебных площадок в г. Москве, в субъектах Федерации и за рубежом, обеспечивающих мультиплицирование и продвижение образовательных инноваций Университета;
. аккумулирование и интегрирование творческого потенциала и методических наработок профессорско-преподавательских кадров распределенных кафедр, создание благоприятных условий для их творческого труда;
. обеспечение непрерывного воспроизводства кадрового потенциала Университетского образовательного комплекса, формирование и развитие научно-педагогических школ, организация научно-исследовательских работ, приумножение научных и педагогических традиций;
. обеспечение возможности полноценного участия студентов (слушателей) в учебном процессе по избранным формам обучения с использованием передовых образовательных технологий;
. приближение образовательных услуг Университета к месту проживания обучающихся, предоставление возможности получения качественного профессионального образования для различных слоев и групп населения, обеспечение принципа непрерывности образования;
. формирование комфортных условий обучения для студентов (слушателей), обеспечение оптимальных образовательных траекторий, модернизация и расширение набора образовательных услуг в соответствии с запросами и пожеланиями со стороны обучающихся;
. формирование и постоянная актуализация модели специалиста в соответствии с требованиями фирм-работодателей к объему и содержанию знаний выпускника Университета, его практическим навыкам, возможности работать в сетевых коммуникационных технологиях в условиях глобального информационного пространства;
. мониторинг рынка образовательных услуг по специальностям Университета в целях формирования стратегии и оперативных установок в области развития программ непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров, разработка профессиональных
образовательных программ для нужд региональной экономики и корпоративного обучения;
. создание условий для реализации маркетинговой стратегии Университета, проведения PR-мероприятий и рекламных кампаний, координация деятельности Университета на региональном уровне с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации по разработке и реализации региональных программ развития непрерывного профессионального образования.
115
Функционирование Университетского образовательного комплекса призвано обеспечивать:
современный научный уровень подготовки специалистов как в г. Москве, так и в регионах страны, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения, в соответствии с постоянно актуализируемой моделью специалиста;
логически выдержанное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин в открытых образовательных средах, реализующих программы непрерывного профессионального образования;
внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники, передового опыта образовательной деятельности Российских и зарубежных образовательных учреждений;
создание необходимых условий для педагогической и учебно-образовательной деятельности и профессорско-преподавательского состава и студентов (слушателей), их активной творческой, самостоятельной работы;
формирование положительного имиджа Университета в Российской Федерации и за рубежом.
Образовательный комплекс Университета формируется из его отдельных элементов (компонент):
функциональные и структурные подразделения Университета;
филиалы Университета;
образовательные организации, в которых Университет является учредителем (соучредителем);
образовательные организации-партнеры в соответствии с условиями заключенных ими с Университетом договоров.
К структурным подразделениям Университета, организующим учебную деятельность студентов (слушателей), относятся:
Учебные институты и факультеты высшего профессионального образования;
Учебные подразделения среднего профессионального образования;
Отдел аспирантуры;
Факультет магистерской подготовки;
Институт повышения квалификации;
Региональные центры,
Кафедры.
Учебные институты являются распределенными структурными подразделениями Университета, организующими образовательную деятельность Университетского образовательного комплекса по всем уровням высшего и дополнительного профессионального образования, формам и технологиям обучения в отношении студентов
116
и слушателей, а также методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу.
Кафедрой Университета является территориально распределенное структурное подразделение Университетского комплекса, непосредственно осуществляющее образовательную деятельность по всем уровням, формам и технологиям обучения в отношении студентов, аспирантов, докторантов и слушателей Университета, проходящих обучение на разных учебных площадках как непосредственно в г. Москве, так и за ее пределами, а также методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу, подготовку и переподготовку научно-педагогических кадров.
В состав Университетского образовательного комплекса входят функциональные подразделения (Управление учебной и методической работой, Управление региональных связей, Научно-исследовательский институт образовательных технологий, Научно-учебный компьютерный центр, Информационно-библиотечный центр и другие). Учебная деятельность Университетского образовательного комплекса ведется в распределенной образовательной среде на различных учебных площадках, расположенных как непосредственно в г. Москве, так и за ее пределами: в субъектах Федерации и за рубежом.
Учебные площадки Университета создаются на собственных площадях на учебно-лабораторных площадях организаций, осуществляющих обучение по программам высшего, среднего специального дополнительного образования, профессиональной переподготовки и повышению квалификации.
Для организации баз практики, привлечения в Университет квалифицированных специалистов, развития прикладных научных исследований Университет формирует учебные площадки в производственных, финансовых и иных фирмах (предприятиях, учреждениях, организациях).
В качестве учебной площадки в системе открытого образования Университета могут выступать также терминалы компьютерной сети Университета, расположенные у студентов (слушателей, аспирантов, докторантов), либо у коллективных потребителей образовательных услуг Университета (корпоративное обучение).
Функционирование учебной площадки должно способствовать эффективному взаимодействию обучающихся и преподавательского, учебно-вспомогательного и руководящего состава в процессе освоения обучающихся избранной им профессиональных образовательных программ при использовании различных форм и технологий открытого образования.
На учебной площадке Университетом реализуются в очной, очно-заочной, заочной формах организации учебного процесса, в форме экстерната с использованием современных образовательных
117
технологий, в т.ч. технологий обучения на расстоянии, образовательные программы:
высшего профессионального образования по лицензированным специальностям и направлениям;
среднего специального образования по лицензированным специальностям;
дополнительного образования;
повышения квалификации преподавателей распределенных кафедр;
довузовского обучения;
элективных курсов;
переподготовки кадров
дополнительного образования, включающие программы довузовской общеобразовательной и профессиональной подготовки, подготовки к обучению в вузе, краткосрочной профессиональной и общеобразовательной подготовки.
Основная задача организации учебного процесса в Университетском образовательном комплексе – обеспечить обучающемуся (студенту, слушателю, аспиранту, докторанту) возможность получения качественных профессиональных знаний по выбранной им профессиональной образовательной программе (программам), формах и технологиях ее(их) реализации, обеспечивающие при соблюдении обучающимся установленных правил возможность получения квалификации по выбранному профилю подготовки.
Профессиональные образовательные программы реализуются Университетом в очной, очно-заочной, заочной формах организации учебного процесса, в форме экстерната, с использованием современных образовательных технологий, в том числе технологий обучения на расстоянии.
Обучающийся имеет право самостоятельно выбирать формы и технологии освоения профессиональной образовательной программы из предлагаемых ему Университетом.
При организации процесса реализации профессиональных образовательных программ в Университетском образовательном комплексе используются принципы непрерывности, преемственности, комбинирования и взаимного проникновения различных форм и технологий организации учебного процесса, позволяющие наиболее эффективно сочетать преимущества той или иной формы и технологий обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся, широкого использования возможностей
информационных и телекоммуникационных технологий с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг. Примером
118
использования принципа взаимного проникновения различных форм обучения может быть организация процесса обучения, при которой наряду с традиционными методами, характерными для очной формы обучения, студенту (слушателю) могут быть предоставлены возможности работы с электронными учебно-методическими материалами, участия в учебных конференциях, организованных при помощи средств телекоммуникаций, консультации с преподавателем посредством электронной почты, характерные для форм и технологий обучения на расстоянии.
При разработке учебных планов учитываются:
требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы, определяемые соответствующим государственным образовательным стандартом;
результаты мониторинга мнений студентов, выпускников и работодателей об уровне и качестве подготовки специалистов в Университете;
требования модели подготовки специалиста, разрабатываемой на основе анализа потребностей и тенденций развития отечественного и зарубежного рынка труда;
результаты оценки конкурентоспособности реализуемых Университетом образовательных программ;
результаты мониторинга ожиданий и пожеланий работодателей к уровню и профессиональным качествам будущих специалистов.
Обучающиеся в Университетском образовательном комплексе студенты (слушатели) могут заниматься по индивидуальным планам, максимально учитывающим уровень их предшествующей подготовки, интересы, способности и индивидуальный темп усвоения учебного материала. Индивидуальные планы, наряду с углубленной подготовкой, могут обеспечивать завершение образования по избранной программе в сокращенные сроки (без изменения обязательного минимума содержания и квалификационных требований).
Основными видами организации учебного процесса по дисциплине являются:
лекция, в том числе в поточной аудитории;
лекция в сетевом классе;
лекция в режиме теле (видео)конференций;
лекции-презентации;
практическое занятие, в том числе семинарское и лабораторное занятия во всех технологических средах, занятие в учебно-тренировочных классах и фирмах;
119
конференция учебной группы с использованием электронной почты и телекоммуникаций, неформальное общение обучаемых в ходе освоения тем курса (ЧАТ) с использованием электронной почты и телекоммуникаций;
профессиональные тренинги, в том числе с использованием телекоммуникационных технологий;
консультации: индивидуальные, в том числе с использованием средств телекоммуникаций, и групповые (тьюториалы);
самостоятельная работа слушателя, включающая изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов в различном исполнении; выполнение индивидуальных контрольных, расчетно-практических, тестовых и иных заданий; написание курсовых работ, тематических рефератов и эссе; работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими материалами, в том числе с сетевыми мультимедийными учебниками, практикумами; работу с базами данных удаленного доступа.
Мы полагаем, что такой Университетский образовательный комплекс в системе открытого образования можно взять за основу структуры перспективных нетехнических университетов, и он позволит обеспечить:
Предоставление рынку конкурентоспособных образовательных услуг
Создание предпосылок решения проблем образования для малонаселенных, удаленных регионов и специальных контингентов учащихся (конверсия военных кадров, обучение лиц в пенитенциарных учреждениях, профессиональная подготовка лиц с ограниченной подвижностью и т.д.)
Сближение образовательных технологий с индустриальными технологиями и их конвергенция, реализация принципа синхронного образования
Снижение затрат на создание учебно-методического обеспечения и обучения за счет применения единых форм и стандартов, прогрессивных образовательных технологий
Интеграция с национальными и межнациональными образовательными системами в направлении создания единого глобального образовательного пространства
Так выглядит облик современного университетского комплекса, успешно функционирующего в системе открытого образования.
120
Выводы
1. Исторически, начиная с Петра I, Высшее образование в России формировалось в условиях централизации государственной власти. Создаваемые ею все виды высших учебных заведений являлись государственными, т.е. содержались на средства государства, и их имущество не принадлежало какому-либо отдельному лицу.
Первый университет в России, созданный в 1724 г. указом Петра I при Петербургской Академии наук Суть образовательно-профессиональной программы в этих вузах состояла в приобретении обучающимися сугубо профессиональных навыков.
Вышедший в июне 1991 г. первый Указ первого Президента России Б.Н.Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» исходил, как это следует из его преамбулы, «из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России, обеспечения приоритетности сферы образования».
2. Российская система образования включает в себя, как следует из Закона «Об образовании», три элемента:
• преемственные образовательные программ и государственных образовательных стандартов;
образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;
органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
С нашей точки зрения этого недостаточно. При системном подходе, ориентированном на реализацию учебно – воспитательного процесса, она включает, как вариант,
1). Дидактическую подсистему;
2). Административно- управленческую подсистему;
3). Материально-техническую подсистему;
4). Информационную подсистему;
5). Подсистему научных исследований;
6). Маркетинговую подсистему;
7). Подсистему международных отношений;
8). Подсистему безопасности;
9). Подсистему связи.
3. После 90-х годов российская система формировалась исходя из следующих групп требований: доступность образования, требования к качеству образования, требования, связанные с реализацией академических свобод студента в процессе обучения.
121
Основные требования, присущие системе образования России согласно Национальной доктрине развития образования: фундаментальность, опережающий характер, доступность.
Дальнейшее движение российской системы образования будет синхронизироваться с принципами Болонской декларации при выполнении ее шести пунктов:1.Введение двухциклового обучения 2. Введение кредитной системы 3. Контроль качества образования 4. Расширение мобильности 5. Обеспечение трудоустройства выпускников 6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования.
- Статистики и информатики
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение 9
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах……………………………………………………………………...124
- Глава 3 Качество образования 194
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Андрагогика
- Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.2 Роль образования в обществе
- 2. Международные организации и программы в образовании
- Совет Европы
- Лиссабонская декларация
- Сорбоннская и Болонская декларации
- Болонская декларация
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.4 Открытое образование
- 3.Открытое образование
- Вопросы самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.5 Система образования России
- 2. Университеты в системе открытого образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах
- 2.1 Категории педагогики
- 1. Понятие категории в педагогике
- Обучение
- Воспитание
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе
- Методологические принципы
- Аксиологический метопринцип
- Культурологический метопринцип
- Антропологический метопринцип
- Гуманистический метопринцип
- Синергетический метопринцип
- Герменевтический метопринцип
- Валеологический метопринцип
- Дидактические принципы
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 2.3 Современные информационно-образовательные среды.
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.Педагогическая система как предмет э-педагогики
- Цель образования
- Содержание обучения
- Понятие
- Иерархия понятий «содержание»
- Носители содержания
- Теории обоснования содержания образования
- Обучающиеся
- Обучающие
- Преподаватель в виртуальной образовательной среде
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблемы оптимизация психолого - эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
- Современную иос.
- Раздел I. Введение в открытое образование (теоретические основы).
- Тема 1.1. Открытое образование - составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
- 6. Валеологические проблемы.
- 7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.Качество человека как составная часть качества образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 3.2 Теоретические основания стандартизации в сфере образования.
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- 1. Стандартизация в педагогических процессах
- 2.Технологические стандарты в системе образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 3.4 Образовательные стандарты
- 2. Государственные образовательные стандарты
- Структура гос
- Вопросы для самопроверки и рефлексии
- 2. Подходы к оценке качества обучения в Интернет
- Интегральные показатели качества курса
- Целенаправленность
- Уровень организации
- Вопросы для самоконтроля рефлексии
- Литература
- Заключение
- Сведения об авторе