21. Умственное воспитание школьников: задачи и условия повышения его эффективности.
Умственное воспитание – целенаправленное, плановое руководство процессом овладения школьниками системой научных и прикладных Знаний, опытом и формирование культуры. Это целенаправл деятельностьть педагога по развитию умств сил и мышления уч-ся, по формир-ю у них к-ры умств труда. Умственные силы - такая степень развитости ума (ум - способность принимать верные решения в трудных ситуациях, просчитать свои действия на нескл. шагов вперед), которая делает человека способным к совершению основных мыслит операций, абстрактн мышлению, предвидению возможных исходов при принят какого-либо решения. Интеллект- познание, понимание, рассудок, сособ-ть мышления.
Задачи УВ:
-развитие мышления (логич-ое, абстрактн,т.д.);
-накопление Знаний;
-овладение интеллектуальными Умениями (чит, писать, слуш...);
-развитие Умения предвидеть наступление каких либо событий, результатов в итоге принятых решений.
-формирование научн мировоз-ия, т.е. формирование системы Знаний и развитие на этой основе диалектич мышления, делающего человека способным к самостоятельному анализу и оценке нов, не известных до настоящ времени явл-ий природы и общ-ва.
Ум.Воспит. осущ прежде всего в процесс обучения и в процессе вовлечения школьников в посильную деятельность развития познавательного интереса путем использования примерно таких заданий, как установить причинно - следственные связи какого либо явления в природе и обществе, выбрать оптимальное решение, сравнить факты, явления и сделать выводы. Обучают учащихся на пределе их возможней. Во внеуч-е время это кружки, чтение книг, рисование стенгазет, конкурсы, олимпиады… Важней проблема в управлении интеллект-го развития школьников явл стимулы к приобретению среднего образованияия. Необх заинтересовать детей учебой.
Содерж-е воспитанияя. цель: развитие неповторимой личности в направлении общечеловеческих ценностей взятых в гармонии. Задачи умственного воспитания в школе – формирование творчески мыслящей личности. Умственное развитие учащимися происходит под влиянием окружающей среды, СМИ. Решающим значением в Ум.Воспит. им целенаправленное обучение учащихся, в процессе которого они овладевают ЗУН
Эффективность умственной работы значительно повышается, если человек придерживается определённой системы в работе, организации рабочего места, системы расположения учебных материалов и пособий и т. п. Культура умственного труда предполагает также знания общих правил умственной деятельности и умение им следовать в своей работе. Знания общих правил и рекомендации помогает в дальнейшем каждому выработать свой собственный стиль умственной работы, отвечающий индивидуальности каждого, оптимально к ней приспособленный.
- 1. Предмет, задачи и основные категории педагогики.
- 2. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.
- 3. Характеристика факторов развития личности.
- 4. Понятие о формах организации обучения в их историческом развитии.
- 5. Теория воспитания: предмет и основные понятия.
- 6. Принципы воспитания, их гуманистическая направленность.
- 7. Роль деятельности и общения в формировании личности и коллектива.
- 8. Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся. Макаренко а.С. О воспитании в коллективе.
- 9. Основные понятия и категории теории обучения.
- 10. Методы обучения и их классификация.
- 11. Общая характеристика принципов обучения.
- 12. Характеристика методов формирования положительного опыта поведения школьников.
- 13. Сущность урока как дидактического понятия. Типология уроков.
- 14. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы».
- Учебник: дидактические функции, структура и требования к нему.
- 16. Нравственное воспитание школьников в современных условиях.
- Формирование физической культуры и здорового образа жизни учащихся.
- Возрастная периодизация в истории школы и педагогики.
- Особенности педагогического процесса в сельской общеобразовательной школе.
- Основные пути экологического воспитания в современной школе.
- 21. Умственное воспитание школьников: задачи и условия повышения его эффективности.
- Становление и развитие отечественной гимназии в XVIII веке.
- Идея гуманизации образования в отечественной педагогике XIX столетия.
- 26. Русские религиозные философы о воспитании личности (п.А. Бердяев, в.В. Зеньковский, в.В. Розанов и др.)
- Проблемы содержания общего образования в современных условиях.
- Развитие общего и профессионального образования в России во второй половине XX века и начале XXI вв.
- Роль учебных дисциплин в формировании научного мировоззрения учащихся.
- Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.
- А.С. Макаренко и в.А. Сухомлинский о воспитании детей в семье.
- Л. Н .Толстой и русская народная школа.
- Современные теории развития личности за рубежом. Критический анализ содержания и методология наиболее распространенных из них.
- 35. Воспитание и образование в Царскосельском лицее (1811-1817 гг.)
- 36. Основные идеи педагогической системы в.А. Сухомлинского.
- Развитие отечественной гимназии в XIX веке.
- Методы поощрения и наказания в общеобразовательной школе.
- 39. Состояние и развитие отечественной педагогической теории и практики (20-40 гг. XX столетия).
- Основные идеи педагогической системы к.Д. Ушинского
- 41. Основные направления работы и функции классного руководителя.
- Современное образование и перспективы его развития.
- Базисный учебный план. Учебный план и программа общеобразовательной школы.
- Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.