logo search
PEDAGOGIKA

Развитие отечественной гимназии в XIX веке.

Начиная с 1804 г. гимназия в России повсеместно открывается как среднее образовательное учебное заведение, успешное окончание которого открывало доступ в высшую школу; она становится одним из самых распространенных типов средних учебных заведений.

1828 года. Гимназии стали средними общеобразовательными заведениями со сроком обучения в семь лет. Сохраняется преемственность с университетом. В гимназии изучались словесность и логика, немецкий и французский языки, латынь, математика и география, статистика, история и физика. В некоторых гимназиях вводится изучение греческого языка. Гимназии стали классическими. Есть чиновник по надзору за деятельностью учителей. В 1844 году из учебных планов гимназии исключена статистика.

В 1856 г. началась разработка нового гимназического Устава, который был введен в 1864 г. Ею подготовка сопровождалась широкой гласностью в обсуждении нужд и путей преобразования средней школы. Сам министр А.В. Головнин обратил внимание на ней остатки гимназического образования: отсутствие интереса к знаниям, умственный застой и апатию учащихся и учителей.

По новому Уставу целью гимназий становилось общее образование, не предусматривающее сословных, национальных, вероисповедальных ограничений.

По этому же Уставу учреждались три типа средней школы:

1) классическая гимназия с двумя древними языками.

2) классическая гимназия с одним латинским языком.

3) реальная гимназия.

В классической гимназии изучались либо два древних языка — латинский и греческий, - либо один латинский язык в зависимости от типа гимназии; изучался и один новый иностранный язык. Преподавание латинского языка вводилось немедленно во всех классических гимназиях, а греческого постепенно, по мере подготовки учителей этого предмета.

В реальных гимназиях древние языки не преподавались, но был усилен курс естествознания, математики, физики. Изучались также два новых иностранных языка.

Другие предметы (Закон Божий, история, география) преподавались в одинаковом объеме в обоих типах гимназии.

Устав разрешал преобразовывать существующие гимназии с учетом местных потребностей. Имеющиеся 80 гимназий были разделены так: 16 гимназий классические с двумя древними языками; 16 — реальные, остальные гимназии классические, но с одним латинским языком. Частные гимназии были не только мужскими, разрешались и женские гимназии.В начале 60-х годов был сделан шаг вперёд в отношении женского образования. Женские училища могли быть 2-х разрядов:

1. Обучение 6 лет. Изучалось: закон Божий, русский язык, словесность, арифметика, география, история, естествознание, физика, чистописание и рукоделие. Необязательные предметы: немецкий и французский языки, рисование, музыка, пение и танцы.

2. Обучение 3 года. Преподавались такие же основные предметы, что и в 1 разряде, но в более сокращённом варианте. Дополнительные предметы не изучались. В них принимались девочки всех сословий.

Устав гимназии и прогимназии 1871г. По этому уставу все мужские гимназии были преобразованы в классические. Изучали древние. Было исключено естествознание. Математика сводилась к запоминанию различных формул. По географии заучивали названия. Вместе с Уставом 1871 г. гимназия впервые получила общегосударственные программы, до этого времени их не было. С 1875 г. гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и отправление всех церковных обрядов: постов, исповеди и т.д. В 1887 г. вновь повысилась плата за обучение в гимназии. В результате понизился % детей недворянского происхождения. К концу XIX в. наступило разочарование классической школой. В 1901 г. был осуществлен пересмотр прежнего. В гимназию был открыт доступ всем сословиям.