Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.
По данным исследований Р.И. Мартыновой дети с легкой формой дизартрии отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети с функциональной дислалией. У детей со стертой формой дизартрии в речевой системе была выявлена неврологическая симптоматика: стертые парезы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах. Нарушения нервно-психических значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Т.о. работа логопеда с детьми со стертой формой дизартрии не должна ограничиваться постановкой и исправлением дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции речи ребенка в целом.
Особенности содержания логопедической работы при стертой форме дизартрии отражены в специфике планирования коррекционной работы: вводится дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики.
Изучив методики Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Л.А.Даниловой, И.И.Ермаковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, я подобрала и систематизировала практический материал по всем разделам подготовительного этапа, учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
- Упражнения для выработки интонационной выразительности речи.
- 2. Этап дифференциации звуков речи
- Дифференциация звуков
- Дифференциация изолированных звуков
- Дифференциация звуков в словах
- Дифференциация звуков во фразовой речи
- Логопедическая карта для диагностики дислалии
- Логопедическая карта для диагностики заикания
- Логопедическая карта для диагностики дизартрии
- Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (онр, зрр, алалия)
- Логопедическая карта для диагностики нарушений голоса
- 7. Схема логопедического обследования
- Этапы работы над звуками
- Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата
- Уточнение движений органов артикуляционного аппарата
- Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию
- Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем)
- Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи
- Дифференциация звуков
- Дифференциация изолированных звуков
- Дифференциация звуков в словах
- Дифференциация звуков во фразовой речи
- 12. Структура перспективного плана работы с детьми онр
- Перспективный план коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
- 19. Нарушение звукопроизношения -
- При каких заболеваниях возникает нарушение звукопроизношения:
- Нарушение звукопроизношения
- 24. Звук э
- 25. Этап постановки звука. Способы постановки.
- Общие положения
- 27. Этап дифференциации звуков речи
- Второй синдром дизартрии — синдром нарушений речевого дыхания.
- Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.
- 1) Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата - дифференцированный логопедический массаж (мет е.Ф. Архиповой)
- 2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата:
- 3) Развитие мелкой моторики рук:
- 4) Развитие общей моторики и двигательной координации:
- 5) Нормализация голоса и речевого дыхания:
- 6) Формирование просодической стороны речи по мет. Лопатиной л.В.:
- 7) Преодоление сенсорных нарушений:
- 8) Развитие временных представлений.
- 9) Развитие фонематического слуха по мет. Т.А. Ткаченко, л.В. Лопатиной, н.В. Серебряковой
- 31. Роль артикуляционной гимнастики
- 38. Предупреждение нарушений письма и чтения