logo search
Stolyarenko_100_ekz_otvetov_po_pedagogike

30. Сущность обучения

Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и «получить», они могут получиться только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его строчной активности, то никаких знаний, умений у него не появляется. Следовательно, отношение «педагог—ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик—приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь Формально отсиживать на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

развитие мышления, памяти, творческих способностей;

совершенствование учебных умений и навыков;

выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты: постановка целей учебной работы — формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом — определение содержания материала подлежащего усвоению учащимися —> организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом, —> придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера —> регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся —> оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов: осознание целей и задач обучения —> развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности —> осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, —> восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение —> проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности —> самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность —> самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.