logo search

Преодоление грубости и сквернословия

Говорят, что сквернословие — генетическая черта русских. Это неправда: во все времена сквернословили только плохо воспитанные, нерелигиозные, распущенные люди. Образованные, культурные граждане бранью и нецензурщиной пользовались только в редких и самых крайних случаях, без женщин и детей.

Крепкие выражения, брань, нецензурщина возникли исторически как защитное средство против резких эмоциональных потрясений. Позже они начали выполнять роль эмоционального отношения к действительности, предельно свернутого и емкого выражения чувств. Ударил человек ногу о камень, рассек бровь в лесу или упал в лужу — крепко выругался, проклиная все вместе: и свою нерасторопность, и плохую дорогу, и обстоятельства. Ему стало легче: часть боли выплеснулась вместе с ругательствами. Крепкое слово в данном случае защитило нервную систему от перегрузки.

Следует ли бояться употребления крепких и нецензурных выражений в подобных случаях? Нет. Человек должен отвести душу, т. е. высказаться, и его напряжение уменьшится. Если же к постоянному напряжению добавится еще и боль, то оно увеличится. Нужно ли сдерживаться? Для большинства это слишком трудное испытание.

Обычаи сквернословить есть у всех народов. Меняются лишь формы выражения несдержанности, да нецензурные слова употребляются другие.

В чем здесь проблемы, почему бьет тревогу школа? Главная заключается в том, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным. Так называемый «тюремный жанр», в котором написаны книги, — образец деградации языковых норм. Лексику криминальных элементов весьма успешно прививают вступающим в жизнь. Школа тут бессильна: если ученик произносит непотребное слово, а учительница делает ему замечание, то краснеть приходится ей — всегда найдется книга, где это слово напечатано крупными буквами и вложено в уста героя.

Употребление ругательств и нецензурщины без всякого на то повода и причины — это вторая проблема. Нецензурные слова произносят иногда младшие школьники, и никто не обращает внимания на то, что и как они говорят. Это проблема воспитательная. Ребенок копирует слова и ситуации, в которых они произносятся. В их смысл он тогда не вникает. На вопрос: зачем ты употребил только что ругательное слово? следует недоуменный взгляд: разве?, а потом столь же недоуменный вопрос: а что тут такого? Так все выражаются. Приходим к выводу, что детское сквернословие — всего лишь дурная привычка, сформированная невнимательным воспитанием.

Проблема сквернословия сопричастна с такими проблемами, как табакокурение, потребление алкоголя и наркотиков, бесцельное времяпровождение, принадлежность к компаниям девиантного поведения, а также тесно связана с этапами возрастного развития и самоутверждения. Нередко определенного стиля выражения требуют обстоятельства, неписанные правила группы, к которой примыкает ребенок. А поскольку тон в таких группах залают, как правило, ограниченные, неразвитые и физически крепкие ребята, можно легко догадаться, как здесь начинает выражаться нормальный ребенок. Усвоенные привычки искореняются с трудом.

У сквернословия несколько причин. Первая — наследственная. Многие серьезные ученые полагают, что способ выражения мыслей и чувств генетически обусловлен. Не передаются генетически сами слова и выражения, а способ заложен. Впрочем, с этим можно и не соглашаться, просто то, что обусловлено генетически, неискоренимо. Вторая причина — социальное наследование норм общения, сложившихся в обществе, образа выражения мыслей и чувств. Пока они далеки от совершенства, бороться с ними очень трудно. Третья причина та, что воспитание почти не обращает на это внимания. Школа немало занимается культурой поведения. Но пока ощутимых результатов нет.

Некоторые зарубежные ученые считают грубость и сквернословие отличительная черта русской школы. Среди младших школьников действительно часто употребляются такие слова, как «дурак», «гад» и им подобные. Дети обычно не придают значение этим словам, не вникают в их смысл. Это привычка — скверная, дикая, нецивилизованная. Бравируя, все больше развинчиваясь, дети рано начинают употреблять и нецензурные выражения, к счастью, не всегда понимая их смысл.

Больше других заражены сквернословием те дети, в семьях которых эти выражения не считаются неприличными. Здесь, как и во всем другом, заражает общение со старшими, выступающими в роли своеобразных «просветителей».

Многие дети воспринимают бранные слова как своего рода приобщение к миру взрослых. Ребенок убежден, что, начав браниться, ругаться «как все», он становится взрослее и самостоятельнее. Но употреблять вульгарные выражения он еще стесняется. Лишь наиболее отчаянные обильно сдабривают свою речь ругательствами, находя в этом шик и верный способ доказать свою «взрослость». Засорение речи бранными словами — видимое свидетельство низкой культуры. Для ругательных выражений характерен не смысл, а эмоциональное содержание, причем одно и то же слово может отображать весьма разнообразные эмоциональные состояния. Понятно, что чем меньше человек способен точно передать свои переживания, тем чаще он будет прибегать к универсальным суррогатным обозначениям. Поэтому среди школьников и бытуют универсальные жаргонизмы типа «железно», «клево», «обалденно» и т. п. В эти слова можно вложить большое количество эмоциональных оттенков

Почти всегда грубость и сквернословие соседствуют с резкостью, дерзостью, неуважительным отношением к взрослым. Главная причина — распущенность, недостаточное и неправильное воспитание. В генах человека не заложена склонность грубить, хамить, сквернословить. Наоборот, в человеческом геноме обнаружен ген почтительности, уважения. Значит, сквернословие — это только приобретенная привычка. Чаще всего она привита самими взрослыми, их неуважением к ребенку, подавлением его естественного стремления к самостоятельности, унижением его чувства собственного достоинства. Прямая форма такого подавления — диктат взрослых, косвенная форма — назойливый контроль и мелочная опека, скрытая форма — неуместные и чрезмерные нежности, проявления любви, компрометирующие ребенка в глазах сверстников.

Кроме названных общих причин возникновения детской грубости и дерзости существуют и конкретные:

—ответ на несправедливое отношение к ним взрослых (необоснованное обвинение во лжи, в неблаговидном поступке, лени). При этом следует различать случаи действительно несправедливого отношения к школьнику от случаев, когда ему только кажется, что к нему относятся несправедливо. Здесь весьма важно рассеять заблуждение, убедить его в том, что претензии к нему справедливы. Если же в отношении школьника, действительно допущена несправедливость, то эта ошибка должна быть исправлена;

—грубость школьников объясняется и тем, что многие считают это качество признаком силы, мужественности. Дети и особенно подростки стыдятся проявлять мягкость, чуткость, душевную теплоту, которые расценивают как признаки слабости, мягкотелости;

—грубость, раздражительность, вспыльчивость могут быть следствием недостаточного развития воли, неумения владеть собой, несдержанности, порывистости;

— грубость и раздражительность могут возникать вследствие переутомления и назойливости взрослых.

Учитель бессилен побороть общественные нравы. Но он будет делать все от него зависящее для искоренения зла. Даже если не разделяет тревоги по этому поводу, то по своему положению он обязан учить детей сдержанности и правильному выражению мыслей.

Для преодоления сквернословия у школьников необходимо:

—придерживаться только нормативной лексики, ни при каких обстоятельствах не опускаться до сквернословия;

—терпеливо, последовательно и настойчиво помогать детям избавляться от бранных, ругательных слов при выражении мыслей и переживаний;

—помогать усваивать образцы, «штампы» вежливого, культурного выражения мыслей и чувств в типичных ситуациях;

—наглядно, доходчиво и убедительно показывать, как можно выразить свои чувства красиво, без сквернословия и ругательств;

—на конкретных примерах убеждать, что приятное слово действует на людей куда сильнее, чем самое крепкое ругательство;

—убеждать детей, что к ругательствам прибегают только самые слабые и ограниченные люди, которым нечего сказать обыкновенными словами;

—формировать непривлекательный образ человека, употребляющего к месту и не к месту бранные слова, нецензурные выражения;

—подчеркивать и показывать на конкретных примерах, что у плохо воспитанных людей непривлекательное будущее, что именно сквернословие не позволило многим достичь успеха в жизни. Подкрепить это конкретными примерами;

—формировать непринятие сквернословия как способа выражения мыслей и чувств;

—проводить специальные тренировочные упражнения для детей, чья речь засорена косноязычными штампами;

—включать выработку правильных форм общения в решение других коррекционных задач, в частности преодоления пагубной привычки к курению.

Проблема сквернословия преодолима. Необходимо лишь ( школе  вместе  с  родителями  бороться  со  сквернословием школьников. Вести целенаправленную и систематическую работу по преодолению грубости и вульгарности у детей, используя все благовидные способы.