logo search
Лекции ГАК по Соц

Культурно-исторические предпосылки возникновения

СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.

Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосердие», на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами. Милосердие - это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания. Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям.

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.

1 этап — IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.

Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах.

К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

2 этап — с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее — с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора — Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных.

Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции.

В этот же период начинают создаваться общественные организации. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое «Воспитательное общество». В 1842 г., также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н.С. Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 г. — больница для детей московских бедняков.

Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых. В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности — детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

III этап — с 60-х гг. ХIХ в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — «Императорское человеколюбивое общество», в котором был и сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии. Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий крут детей с разными социальными проблемами. Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Таким образом, система общественно-государственного призрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.

Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. «Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения» (октябрь 1911 г.). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности «общественное призрение». В1910 и 1914 гг. состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы. Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

Вопросам исправления малолетних преступников были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов),

В начале XX в. в России успешно развивалась система социальных служб. В 1902 г. действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное отношение к благотворительности.

IV этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена.

Уничтожив благотворительность, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло.

Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. В вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.

На 20-е гг. пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов — как ученых, так и практиков, в числе которых А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л.С. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков получили заслуженное международное признание.

Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) - советский педагог. В 1906 организовал общество «Сетлемент». С 1909 руководил обществом "Детский труд и отдых". В 1911 организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". В основу концепции Шацкого С.Т. легла идея "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. В 1919-1932 руководил работой 1-й Опытной станции по народному образованию наркомата просвещения РСФСР.

Педагогика Антона Семёновича Макаренко (1888-1939) социально-педагогическое открытие ХХ века. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Макаренко создаёт гениальный социально-педагогический проект. Коллектив, как его понимал Антон Семёнович — это и есть реальное жизненное пространство, где осуществляется становление собственно человеческого в человеке. Подлинная личность, и даже — индивидуальность может быть выстроена только из материи общественной жизни. Принципы педагогики Макаренко: воспитание в коллективе и труде, педагогического оптимизма.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Но наряду с этим фактически возрождается благотворительность (хотя это слово и не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов. В 60- 70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании.

Введение профессии «социальный педагог» в России

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступность среди подростков и молодежи, увеличивается количество беспризорных и безнадзорных детей, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и т. д.

В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. В статье 7 новой Конституции России записано, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты». Приняты многочисленные нормативные акты; Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

В начале 90-х годов были приняты и начали реализовываться большие социальные программы, одна из которых «Дети России». В 1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика».

Вопросами социальной защиты и поддержки детства в настоящее время занимаются различные министерства и ведомства: Министерство образования и науки; Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения; Министерство юстиции.

Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.

Возвращается в наше общество благотворительность, причем на новой законодательно закрепленной основе. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. Организованы и действуют профессиональные ассоциации социальных педагогов и социальных работников, набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку нуждающимся детям.

Социальная педагогика, ее предмет и задачи

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: paidos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, ко-торые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогика.

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность.

Существуют различные определения социальной педагогики.

Социальная педагогика - это наука о воспитательных влия­ниях социальной среды (В.Д. Семенов, Россия). Социальная педагогика – это процесс взаимодействия человека с социумом (Г.Н.Филонов).

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая соци­альное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в орга­низациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.) (А.В. Мудрик).

Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальное обучение, социальное образование, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др.

Объект и предмет социальной педагогики также имеют различные трактовки.

Объект социальной педагогики – взаимоотношения развивающейся личности и социальной среды; ребенок, имеющий проблемы в социализации.

Предмет социальной педагогики – закономерности социализации личности; социально-педагогический процесс, условия его реализации.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями.

Функции социальной педагогики. Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познава­тельной, прикладной и гуманистической.

Теоретико-познавательная функция выра­жается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, опи­сывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выяв­лением условий эффективного совершенствования социально-педа­гогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей совер­шенствования социально-педагогических процессов, создающих бла­гоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

Задачи социальной педагогики:

  1. общенаучные:

– изучение и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

– вскрытие закономерностей социального воспитания и социализации;

– внедрение результатов социально-педагогических исследований в практику;

– разработка системы социального воспитания (методов, форм, средств, технологий);

– разработка теоретических основ подготовки социальных педагогов;

– разработка теоретико-методологических, научно-методических основ социальной педагогики;

  1. прикладные:

– пропагандировать, просвещать, воспитывать, обучать и развивать интерес к человеку, его уникальности, правам и обязанностям в обществе;

– содействовать в реализации индивидуальности человека, его задатков и способностей;

– проводить профилактику и содействовать адаптации, реабилитации и мобилизации сил человека для преодоления негативных влияний среды;

– контролировать и корректировать исполнение намеченного.

Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, мо­жет делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-и обществознания, а с другой - трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.

Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.

Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике необходимо широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие пе­дагогических идей и теорий), историю воспи­тания (в ней идет речь о том, как складыва­лась практика воспитания на различных этапах развития челове­чества в целом и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и прак­тику воспитания в зарубежных странах на современном этапе).

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и иссле­довательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, кон­фессиональными и коррекционной педагогиками.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профес­сионального образования, педагогика закрытых учреждений раз­личного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клуб­ная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производст­венная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.

Социальная педагогика и другие отрасли человеко- и обществознания.

Философия и социальная педагогика. Филосо­фия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, выра­батывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека.

Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия соци­ального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обна­ружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие зако­ны развития моральных представлений и отношений, а также ре­гулируемые ими формы морального сознания людей и их мораль­ную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулиро­ванные этикой принципы нравственности, определяя цели и раз­рабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличност­ного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и ме­тодики социального воспитания.

Социология и социальная педагогика. Социология - наука о за­кономерностях становления, функционирования и развития об­щества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Социология социального воспитания, изучая проблему социали­зации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии пре­ступности, социологии религии, социологии семьи.

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспи­тания, социальная педагогика принимает во внимание данные со­циологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуще­ствляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различ­ным регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдель­ных возрастных и социально-профессиональных групп населения.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этногра­фия изучает бытовые и культурные особенности народов. Этно­психология - отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности форми­рования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социология и психология социального воспи­тания используют данные об этнических особенностях возрас­тной периодизации жизненного пути человека, о факторах, опре­деляющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализа­ции и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т.д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особен­ности необходимо учитывать при определении конкретных задач и содержания воспитания, при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оп­равдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам воспи­тания способы воспитания и использовать их в системе социаль­ного воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет смысл искать способы в возможных и разумных рамках интенси­фицировать или нивелировать и компенсировать некоторые этни­ческие особенности социализации и воспитания.

Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и дея­тельности людей, обусловленные фактом их включения в соци­альные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенно­сти и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социа­лизации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.

Разделы социальной педагогики.

Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов.

Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматри­ваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы. В частности, дается трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе определенного понимания об­раза человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т.д.

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как со­ставную часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных по­тенций, нивелирования отрицательных и усиления положитель­ных влияний на развитие человека в процессе социализации. А в целом, знания, полученные социологией социального воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества.

Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприят­ных условий социализации, в ней определяются направления со­циальной и педагогической помощи им.

Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогно­зирует функционирование социального воспитания. Исходя из по­ложений философии социального воспитания, учитывая данные со­циологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии, теория социального воспитания, например, исследу­ет: что представляют собой индивидуальные, групповые и социаль­ные субъекты социального воспитания и как они между собой взаи­модействуют; содержание жизнедеятельности воспитательных ор­ганизаций; содержание и характер индивидуальной помощи чело­веку и т.д.

Психология социального воспитания на основе социально-психо­логических характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Методика социального воспитания отбирает из практики и кон­струирует новые способы целесообразной организации социаль­ного воспитания.

Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматри­ваются вопросы управления социальным воспитанием.

2.