23. Трудовое и экономическое воспитание школьников. Профессиональная ориентация учащихся в воспитательном процессе.
Трудовое воспитание (ТВ) начинается в семье, продолжается в дошкольном заведении, школе и заключается в формировании элементарных представлений о трудовых обязанностях. ТВ тесно связано с политехнической подготовкой школьников, обеспечивающей:
1.Знания основ современной техники, технологии и организации производства.
2.Усвоение учащимися общетрудовых знаний и навыков.
3.Развитие творческого отношения к труду.
4.Правильный выбор профессии.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что политехническое образование служит базой трудового воспитания, решения его основных задач.
Задачи ТВ:
1.Формирование у школьников «+» отношения к труду, как к значимому элементу жизни, соц. мотивов труд. деят-ти.
2.Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремлении применить свои знания на практике.
3.Воспитание трудолюбия, чувства ответственности, целеустремленности, предприимчивости.
4.Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками в формировании основ культуры умственного и физического труда.
Содержательную основ ТВ составляют следующие виды труда:
1.Учебный труд.Включает умственный (УТ) и физический труд (ФТ). УТ является наиболее напряженным и требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к УТ считается залогом успеха в других видах труда. ФТ предусмотрен на уроках трудового обучения в школьных мастерских и на пришкольных участках.
2.Общественно-полезный трудорганизуется в интересах всех и каждого человека в отдельности. Включает: самообслуживание школьных помещений; летнюю практику; работу в школьных стройотрядах, лесничествах; работу в летне-трудовых лагерях.
3.Производственный труд – создание школьниками материальных ценностей. Реализация этого вида труда предполагает вступление школы (учащихся) в производственные отношения.
Условия ТВ:
1.Подчинение труда школьников учебно-воспитательным задачам.
2.Сочетание в труде общественных и личностных интересов.
3.Доступность и посильность трудовой деятельности.
4.Разумная требовательность в организации и осуществлении трудовой деятельности школьников.
5.Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.
6.Соотношение целей и задач в трудовой деятельности с целями и содержанием профессиональной ориентации (ПО) школьников.
ПО – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических , медико-биологических и иных мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
Правильный выбор профессии – это такой выбор, который соответствует интересам, склонностям человека и его призванию.
Система ПО включает:
1.Профессиональное просвещение– сообщение школьникам знаний о социально-экономических особенностях и психофизиологических требованиях той/иной профессии.
2.Профессиональную диагностику– изучение особенностей высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересов, мотивов, ценностных ориентаций и т.д.
3.Профессиональную консультацию– оказание помощи, советы специалистов в установлении соответствия между требованиями профессии и индивидуально-психологическими особенностями человека.
Виды консультаций:
А)справочно-информационная – знакомство с содержанием профессий, требованиям, возможностям трудоустройства, профессионального роста и т.д.
Б)диагностически-индивидуальная – определение возможных областей профессиональной деятельности. В результате должна быть определена группа родственных профессий.
В)медицинская – установление степени соответствия здоровья человека требованиям профессии.
4.Профессиональный отбор – предоставление личности свободу выбора профессии, но при этом рекомендуется учитывать семейные традиции, рекомендации специалистов и другие факторы.
5.Профессиональная адаптация– вхождение личности в профессиональную деятельность, адаптация в системе производства к трудовому коллективу, условиям труда, особенностям профессиональной деятельности и т.д.
Успешность адаптации является показателем правильного выбора профессии.
Проведение ПО в школе зависит от возрастных особенностей учащихся. В начальной школе формируется «+» отношение к труду, раскрываются его важность и необходимость, формируется потребность быть полезным людям. В основной школе раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути. Школьники знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяют круг своих представлений о трудовых отношениях. В старшей школе происходит дифференциация профессиональных интересов учащихся. Учащиеся пополняют свои знания о профессиях, их престижности и других факторов выбора. В итоге принимается решение о дальнейшем профессиональном пути, который четко определяет мотивы учебной деятельности ученика.
Важную роль в ПО школьников играет формирование их экономической культуры (ФЭК).
ФЭК – это процесс выработки ясного представления об экономических закономерностях общества и воспитания на этой основе качеств личности необходимых ей в производственно-экономической деятельности в данный исторический период.
ФЭК связано с подготовкой к самостоятельной жизни, и служит необходимым условием становления гражданской позиции личности.
Задачи экономического воспитания:
1.Формирование экономического мышления;
2.Воспитание бережливости, практичности, хозяйственности;
3.Овладение навыками экономии, элементарными навыками экономического анализа.
Решение этих задач требует специальной подготовки школьников.
Экономическая культура формируется при изучении практически всех предметов. Однако, особенно велика роль в ее становлении истории, географии, трудового обучения, химии и т.д. В системе ФЭК используются различные формы и методы обучения: экскурсии, игры, рассказы, решение задач и т.д.
- 21. Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.
- 22. Гражданское и духовно-нравственное воспитание.
- 23. Трудовое и экономическое воспитание школьников. Профессиональная ориентация учащихся в воспитательном процессе.
- 24. Эстетическое воспитание (эв) школьников.
- 25. Физическое воспитание школьников.
- 26. Понятие о методе воспитания. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений.
- 27. Понятие о методе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
- 28. Понятие о методе воспитания. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
- 29. Понятие о методе воспитания. Методы самовоспитания.
- 30. Понятие о методе воспитания. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
- 32. Понятие о воспитательной системе (вс). Структура и этапы ее формирования.
- 33. Классный руководитель (кр) в воспитательной системе школы.
- 34. Семья как педагогическая категория. Работа с семьей в процессе воспитания.
- Это во многом объясняет причину устойчивости «старого» в семейной психологии и объективную сложность прогнозирования направления развития семьи.
- 35. Государственная образовательная политика рф. Закон рф «Об образовании».
- 36. Гос и образовательные учреждения как компоненты системы образования в России.
- На ряду с законом «Об образовании» гос является основным нормативным документом, дающим развернутое толкование одной из частей этого закона. Он регламентирует:
- 38. Управление развитием школы.